Сергей Александрович Есенин. Избранное избранного 21 сентября (3 октября) этого года исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, а 28 декабря исполнится 90 лет со дня его трагической гибели... Биография, написанная им, нарочито прозаична. Нарочито лаконична. Умещается в пару страниц. Он сам так захотел. "Что касается остальных "автобиографических сведений, - они в моих стихах". Он так хотел, чтобы его читали, а не изучали. Пожалуй, ничья воля не была так нарушена, как воля Сергея Есенина. Его жизнь не просто раздраженно рассматривали под лупой. Не просто невростенично разглядывали под микроскопом. Любовь его топтали. Над трагедией судьбы глумились. Над душой просто измывались. А его гений забрасывали грязью. И более того - его судьбу судили! Кто?! Не судимы - да не судимы будете... Но как правило судят те, кто более всего суда достоин. Исторического. Нравственного. Какого угодно суда... Его биография - нарочитый протест против своих стихов. Есть поэты, бесцеремонно вторгаться в жизнь которых не стоит. Это поэты, которых поцеловал ангел. Оставив им право на неангельскую жизнь. А у кого она ангельская? Пусть тот бросит в Есенина хоть один камешек... Даже если он дорого стоит... Извините, Сергей Александрович. Гений не прощается. Ни в прошлом. Ни в настоящем. Ни в будущем. Такова плата толпы негениев... Полностью материал читайте на главной странице
Изоляция России? Каждый второй россиянин (50%) считает, что изоляция России от Запада крайне маловероятна, а 13% наших сограждан уверены, что это практически невозможно. В свою очередь, около четверти опрошенных (28%) склонны полагать, что подобный сценарий вполне возможен, а 4% участников опроса заявляют, что это непременно произойдет. Вероятность подобного развития событий чаще других допускают жители Москвы и Санкт-Петербурга (34%) и сторонники непарламентских партий (38%). В случае если Россия окажется изолированной от западного мира, это никак не повлияет на нашу страну - таково мнение 47% наших сограждан. Данную точку зрения разделяют как молодые люди (46% 18-24-летних), москвичи и петербуржцы (45%), так и респонденты в возрасте 45-59 лет и жители малых городов (47%). Больше других в этом убеждены сторонники «Справедливой России» (54%). Однако 46% респондентов все же прогнозируют те или иные перемены для российского государства. При этом более четверти опрошенных (29%) опасаются отрицательных последствий изоляции России от Запада, и в первую очередь об этом упоминают молодые люди (34% от 18 до 34 лет), а также респонденты с невысоким доходом (35%). А 17% респондентов ожидают только положительных результатов. Плюсы подобного положения отмечают, прежде всего, жители обеих столиц (24%) и приверженцы КПРФ (22%). [ ВЦИОМ, 23.04.2014]
Стр▲ны Геополитики
ГДЕ ЧИТАЮТ "ГЕОПОЛИТИКУ": Россия. Украина. Беларусь. США. Латвия. Казахстан. Болгария. ФРГ. Армения. Чехия. Великобритания. Польша. Канада. Бразилия. Исландия. Молдова. Мексика. Азербайджан. Кыргызстан. Франция. Новая Зеландия. Испания. Сербия. Швеция. Финляндия. Венесуэла. Грузия. Израиль. Италия. Аргентина. Финляндия. Китай. Узбекистан. Австралия. Литва. Эстония. Румыния. Португалия. Кот-д*Ивуар. Ирландия. Вьетнам. Босния и Герцеговина. Норвегия. Греция. Хорватия. Республика Корея. Венгрия. Австрия. Турция. Сирия. Нидерланды. Египет. Швейцария. Туркмения. Бельгия. Ливия. Япония. Южная Корея. Малайзия. Словакия. Индия. ОАЭ. Таджикистан. Ливан. Таиланд. Кипр.
Ст▲тинформбюро
82,3 процента Таков рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина, который вышел на новый максимум в конце марта, зафиксированный ВЦИОМ. Столь высокий уровень одобрения работы президента связан, в первую очередь, в связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации и тяжелой обстановкой в Украине (эти события назвали главными за прошедшую неделю 71% респондентов). Одобрение деятельности президента РФ продолжает расти второй месяц подряд. Так, за неделю перед опросом рейтинг Путина вырос с 75,7% до 82,3%, а с начала года – на четверть (с 60,6% в январе до 74,4% в марте). Таким образом, данный показатель существенно приблизился к значению шестилетней давности (82,9% в феврале 2008 г.). Жители Москвы и Санкт-Петербурга, в целом, склонны давать более низкую оценку работе президента, чем россияне в среднем, однако в последние месяцы уровень одобрения работы Владимира Путина среди москвичей и петербуржцев также значительно вырос, а к опросу достиг рекордных значений за шесть лет - 81,5%. (ВЦИОМ, 27.03.2014)
СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА – КАК РАДИАЦИЯ... / Почему России необходима по-настоящему новая Военная доктрина / Александр Владимиров, вице-президент Коллегии военных экспертов, кандидат политических наук, генерал-майор / часть 2 Военная доктрина как основной документ национального стратегического военного целеполагания Остановлюсь лишь на тех аспектах доктрины, которых в ней никогда не было, но их наличие в данном документе представляется обязательным. Во-первых, Военная доктрина России должна иметь точный адресат и главную задачу (сверхзадачу), сформулированную и заявленную уже в ее названии. Например, «Военная доктрина обеспечения статуса России как великой державы» или «Доктрина восстановления военного потенциала государства», или «Доктрина новой военно-политической глобальной и национальной безопасности», или «Доктрина обеспечения безопасности развития России в XXI веке», или как-нибудь еще, но в любом варианте в названии следует определить ее стратегическую направленность. Во-вторых, в доктрине должен присутствовать честный анализ способности военной организации государства и, в первую очередь, Вооруженных сил России решать плановые и возникающие задачи, а также необходим их перечень во внутренней и внешней сфере бытия страны. В-третьих, в доктрине должна быть стратегия, то есть - стратегические цели нации, как основа для формирования задач для армии, для других структур военной организации государства, для российской дипломатии, национальной экономики, СМИ и т.д. В-четвертых, в доктрине надлежит четко прописать роль Вооруженных сил и военной организации России в государстве, обществе и системе глобальных взаимодействий. Такой подход сделает неизбежным рассмотрение и таких вопросов, как: роль военной силы в XXI веке; перспективы отношений России с НАТО, ЕС и другими международными структурами, с Западной и Восточной Европой, Америкой, Китаем, Индией, Арабским миром и соседями; проблемы военного присутствия и силового сопровождения российских геоэкономических устремлений. В-пятых, в доктрине необходим перечень противников, так как доктринальное сведение этой категории к категориям «рисков», «угроз», «вызовов» и «опасностей», а значит и невозможность военной победы, уже привели к концептуальному тупику, обессмысливающему военную деятельность. В-шестых, доктрина должна содержать эталоны цели военных усилий – победы. Без определенности в этом вопросе нельзя сформулировать ответ на абсолютно доктринальный вопрос: «Чего мы хотим от нашей армии как от боевой силы, если она будет применена?» В-седьмых, отдельный раздел или даже специальную часть доктрины следует посвятить механизмам перехода от мирного к военному времени и мобилизационным практикам функционирования государства. В-восьмых, отдельными и важнейшими направлениями военного строительства и самостоятельными разделами новой Военной доктрины России должны стать внутренние константы армии, то есть факторы, определяющие ее генетику и существо как профессиональной специальной военной государственной корпорации, обеспечивающие ее высокое качество и общую боеспособность. К этим факторам мы относим такие проблемы, как: • состояние и качество национальной военной мысли; • наличие и эффективность государственной идеологии воинской службы; • состояние и качество корпоративной профессиональной этики армии; • состояние офицерского корпуса, особенно высшего командного состава армии; • состояние младшего командного состава; • состояние сферы профессионального военного образования; • состояние и качество военно-гражданских отношений в стране; • наличие и эффективность гражданского контроля над силовой сферой государства. В-девятых, в новой Военной доктрине России должны найти свое место все основные программные положения по вопросам модернизации армии и национальной обороны страны. В данном контексте необходимо раскрыть следующие темы: • содержание государственного военного строительства в России (общие положения и основные подходы); • философия предназначения армии; определение армии в качестве гаранта незыблемости конституционного строя России, ее внутреннего и внешнего суверенитетов; • базовые функции, задачи, модель и формула армии; • общая модель силовой сферы государства; • общая структура руководства Вооруженными силами; • состояние и качество системы управления армией и страной в мирное и военное время, алгоритмы и механизмы перехода страны к состоянию военного времени; • вопросы профессионализма, комплектования, боевой и мобилизационной готовности армии; • государственная кадровая политика в отношении силовой сферы государства, гарантированно исключающая возможность негативного кадрового отбора; • Вооруженные силы и экономика России, ресурсы войны; • управление процессом государственного военного строительства и модернизации Вооруженных сил; • информационное обеспечение усилий государства в сфере национальной обороны и так далее. При этом все эти темы должны разрабатываться российской военной мыслью заранее и широко обсуждаться в обществе и профессиональной среде. В-десятых, помимо специальной государственной профессиональной корпорации, армия еще является и многоцелевым национальным институтом. То есть она ответственна не только за производство своего главного национального стратегического продукта – «безопасности», – но и за социальную, моральную, культурную и другие гуманитарные сферы своей корпорации. Иными словами, современная армия становится ответственной также и за стратегические моральные стороны национального бытия. Анализ опыта современных войн позволяет сформулировать ряд новых профессиональных требований к войскам. Среди них: • необходимость децентрализации действий войск и их способность самостоятельно решать широкий круг боевых задач; • боевая самодостаточность войск, их мобильность, устойчивость и способность к автономным и инициативным действиям в рамках общего замысла операции (войны). Чтобы большие войсковые организмы оперативно-тактического и тактического звеньев имели структурные возможности для немедленной и гибкой реакции на изменения боевой обстановки, их общая организация должна обладать матричной структурой, то есть представлять собой набор отдельных и в целом самодостаточных войсковых организмов меньшего уровня. Может быть в такой парадигме (базовой схеме) вооруженной борьбы найдут свое место и «бригады нового облика» В-одиннадцатых, новая Военная доктрина должна устранить серьезную правовую неточность в статусе президента России. Согласно нынешнему законодательству, «деятельность по обеспечению военной безопасности Российской Федерации возглавляет президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации». Коллизии данной повторяемой из документа в документ формулы заключаются в том, что Вооруженные силы РФ – это только силы Министерства обороны, то есть силы трех видов Вооруженных сил. А это значит, что президент формально не «главнокомандует» силами МВД, ФСБ, ФПС и всеми другими силовыми структурами ни в мирное, ни в военное время. Выходит, к примеру, министр внутренних дел должен подчиняться Дмитрию Медведеву как президенту, но может игнорировать его как Верховного Главнокомандующего. В приведенной формуле надо оставить только начальное определение: «Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий». Или найти другую формулу. В-двенадцатых, новая Военная доктрина России должна содержать фундаментальную программу модернизации Вооруженных сил, определять приоритеты и алгоритмы их развития во всех аспектах существования и функционирования, а также намечать перечень приоритетных программ развития военной организации страны, выводя их на уровень национальных проектов. В-тринадцатых, новая Военная доктрина России должна закрепить периодичность отчетов правительства, министра обороны, начальника Генерального штаба и президента с исчерпывающим анализом стратегии национальной обороны, структуры Вооруженных сил и других войск, планов их модернизации, бюджета и других компонентов военного строительства, а также общей политики России. В-четырнадцатых, доктрина должна постоянно уточняться сообразно с изменяющейся обстановкой и корректироваться в результате докладов о ее реализации высших должностных лиц государства. Все перечисленные аспекты и проблемы до сих пор не имеют официальных ответов, а большинство из них практически не разработаны даже в теории. Они не отражены в других концептуальных документах национального масштаба, а значит ими невозможно пользоваться ни при принятии стратегических решений, ни в практике военного строительства, ни в ходе совершенствования системы высшего военного образования. Отдельные инициативы и программы разных государственных ведомств с похожими словосочетаниями ничего не меняют по существу, так как само их существо никто и не разрабатывал и более того их никто не поставил в качестве проблем для разработки национальной наукой и военной мыслью. ВОЕННАЯ ДОКТРИНА - СОДЕРЖАНИЕ, РАЗРАБОТКА И СФЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Сейчас самым радикальным образом изменились внутренняя и внешняя сферы бытия России как государства, суперэтноса и особой цивилизации, существенно поменялись подходы к современной войне, ее теория, практика ведения и способы подготовки к ней. Данным обстоятельством обусловлен ряд аксиоматических утверждений. 1. Национальная стратегия и Военная доктрина государства являются концептуальными и идеологическими основами развития нации и ее военной организации, они должны определять фундаментальные цели, основные задачи и базовые алгоритмы национального развития на ближайшую историческую перспективу, например, до 2050 года. Без разработки и официального провозглашения Национальной стратегии и Военной доктрины государства любые действия его руководства являются безосновательными. 2. Военная доктрина России должна готовить ее армию, население и экономику к победе в войне, причем в самых сложных и неблагоприятных условиях стратегической обстановки. 3. Военная доктрина России является составной частью ее Национальной стратегии. Она определяет: • официальную точку зрения государства на существо базовых проблем войны и мира; • стратегическую оценку обстановке в военно-политической сфере в глобальном и региональном масштабах; • существо угроз, вызовов, опасностей военно-политической безопасности развития страны; • позицию России в отношении существующих военно-политических реалий современного мира; • прямых и потенциальных противников, а также союзников России; • содержание ответов государства на существующие и потенциальные угрозы, вызовы и опасности его военно-политической безопасности; • роль и место военной силы в мире, а армии – в государстве и обществе; • концептуальные основы и базовые направления военного строительства государства; • существо функций и собственно военных задач, решаемых военной организацией государства в мирное и военное время и в отдельности каждой силовой структурой; • структуру военной организации Союзного государства России и Беларуси, функции и задачи ОДКБ и ШОС, перспективы их развития; • основы миротворчества и военного присутствия России за рубежом; • общие подходы к задачам, структуре, организации, функционированию и модернизации всей системы национальной обороны страны; • общие подходы, алгоритмы развития и базовые задачи Вооруженных Сил по гарантированному обеспечению внутреннего и внешнего суверенитета России; • стратегии видов и родов Вооруженных Сил (ядерной, сдерживания, воздушной, морской, противоракетной, военно-космической, разведывательной, специальных операций, информационной и психологической войн, миротворческих операций); • общий порядок применения военной силы во внутренней и внешней сферах; • существо понятие «агрессия» и его конкретный смысл применительно к современным условиям бытия России; • случаи, условия и порядок автоматического применения Вооруженных Сил и средств вооруженной борьбы, в том числе варианты и порядок применения оружия массового поражения; • основы управления страной в мирное и военное время, в том числе и порядок взаимодействия всех структур силовой сферы государства; • зоны ответственности, Правительства и Совета безопасности России, Министерства обороны, Генерального штаба МИДа, МВД, ФСБ, и так далее, за состояние обороны и безопасности страны; • существо государственной идеологии воинской службы; • общий порядок несения военной службы в государстве и систему прохождения службы офицерским составом, а также сам перечень государственных структур, служба в которых является воинской; • существо государственных социальных гарантий, обеспечивающих престижность действительной военной службы, службы в запасе и высокий социальный статус ветерана военной службы; • существо и общую структуру гражданского контроля над силовой сферой государства; • общие алгоритмы подготовки страны к войне; • существо функциональных обязанностей структур ветвей власти и государственных органов, осуществляемых в интересах обороны страны; • основные направления информационной политики в отношении военной организации государства, ее функций, задач и направлений развития; • основные направления развития систем вооружений и оборонно-промышленного комплекса страны, военно-технического сотрудничества, а также порядок перехода к комплектованию Вооруженных сил системами вооруженной борьбы новых поколений. 4. Разработка Военной доктрины есть личное дело и прямая обязанность Президента России. Она должна вестись Советом безопасности под его личным руководством, с широким привлечением структур Министерства обороны (но ни в коем случае не им самим), РАН и необходимого независимого научного и экспертного обеспечения. 5. Военная доктрина России может вводиться в действие указом президента, а ее декларативная открытая часть подлежит обязательному обсуждению в структурах государственного управления и национального экспертного сообщества. 6. Военная доктрина России после ее утверждения и принятия является основой разработки (переработки) всех государственных документов и планов стратегического уровня всех структур государственной власти во всех сферах своего применения. Таким образом, Военная доктрина становится одной из сущностных основ текущей политики государства, важнейшим фактором стратегического планирования и ежегодного бюджетного процесса. 7. Военная доктрина определяет сферы ответственности Президента, Совета безопасности и Правительства, а также Министерства обороны, Генерального штаба, МИДа и всех государственных структур силового блока за состояние обороны страны и их прямые обязанности по обеспечению военно-политической и военно-технической безопасности России. 8. Для Министерства обороны, МИДа и других ведомств, непосредственно относящихся к сфере национальной обороны, Военная доктрина России является основой планирования их деятельности, фундаментом оперативной подготовки штабов и боевой подготовки войск, базой развития научного и военно-технического обеспечения военно-политической безопасности страны, а также планирования и реализации внешней политики России. 9. Для правительства, министерств и других государственных структур, относящихся к сферам национальной обороны непосредственно (например, занимающихся экономикой, финансами, энергетикой, транспортом, связью и коммуникациями), Военная доктрина должна стать основой национального стратегического планирования, целевого проектирования и ежедневной ответственной работы. 10. Для государственных структур, относящихся к сфере национальной обороны косвенно (например, ответственных за образование, социальную защиту, здравоохранение, культуру, СМИ), Военная доктрина государства должна стать основой определения масштабов и уровней государственного заказа на подготовку соответствующих специалистов и инфраструктуры, разработку образовательных и профессиональных стандартов, а также культурных и информационных программ. 11. Для структур и органов представительной власти Военная доктрина России должна стать основой законодательного процесса во всех областях ее применения с задачей опережающего формирования необходимого правового поля ее реализации. 12. Исполнение Военной доктрины контролируется президентом, Советом безопасности и правительством, что отражается в ежегодном президентском послании. 13. Ответственность за ход реализации Военной доктрины лежит непосредственно на президенте, правительстве и министрах, исполняющих доктрину в рамках своей компетенции. 14. Работа над Военной доктриной России не может завершиться исключительно созданием ее текста. Она должна повлечь за собой создание новых законопроектов, подготовку поправок в старые законы, новые расчеты экономического обеспечения, разработку новых положений, например, о прохождении службы офицерским составом, о контрактной воинской службе, о социальном обеспечении военнослужащих и т.д. 15. Новая Военная доктрина – корректный повод для разработки новых комплектов всех руководящих документов по строительству и функционированию военной организации страны, для введения в политический обиход новых подходов и понятий и формирования адекватной теоретической базы военно-политической безопасности России. 16. Военная доктрина России не может разрабатываться кулуарно и самим Министерством обороны. Этим должна заниматься полномочная структура, возглавляемая президентом, состоящая и работающая под эгидой Совета безопасности, может быть, в качестве его специальной межведомственной комиссии. Важно, чтобы Министерство обороны, Генеральный штаб, правительство и все другие структуры, привлекаемые к разработке Военной доктрины, не писали «сочинение на свободную тему», а излагали свои идеи, отвечая на конкретные поставленные вопросы. Поэтому необходимо сначала разработать и утвердить общую концепцию, структуру и формат документа. 17. Для качественной разработки проблем, затрагиваемых в Военной доктрине, Совет безопасности должен обладать всеми правами на получение необходимых ответов от структур любой подчиненности и предназначения, а также возможностью направлять бюджетные средства на научную экспертную работу по проблематике доктрины в государственных и негосударственных учреждениях страны. 18. Военная доктрина должна быть документом ответственным, то есть определять сферы полномочий органов и структур государственной власти и содержать требования к личной ответственности высших должностных лиц государства за качество и последствия принимаемых решений. 19. Военная доктрина России – документ политический и общенациональный, предназначенный главным образом не только «вовне» – для системы национальной обороны, – но и для российского общества. 20. Несмотря на всю важность Военной доктрины России как основного документа, определяющего дееспособность всей силовой сферы государства, она не может быть абсолютно автономным произведением национального стратегического искусства и разрабатываться в отрыве от Национальной стратегии безопасности и развития России, она должна стать ее важнейшей составной частью. *** Мы предлагаем нашему высшему политическому и военному руководству Российской Федерации постараться хоть один раз в жизни отработать документ стратегического уровня, не его штатными исполнителями Минобороны и Совета безопасности, а экспертным сообществом России и по рассматриваемой выше схеме. Мы уверены, что уже сама, организованная в таких алгоритмах, работа, и, конечно ее итоги дадут мощный импульс нашей военной мысли, и позитивный толчок всей сфере нашего государственного и военного строительства. Мы отдаем себе отчет в том, что сегодня, то есть в условиях функционирования существующей власти и ее кадрового наполнения, ожидать немедленного практического применения наших тезисов не приходится. Тем не менее, даже к этой правде жизни мы относимся с оптимизмом, зная, что когда ситуация в стране изменится, и к власти в стране придут нравственные люди, способные к государственному целеполаганию и труду на благо Отечества, у них уже будет, создаваемая с нашим участием, добротная теоретическая база работы, и тогда все в России получится, и будет лучше, чем «как всегда».
Нынешние украинские власти не защищают в должной мере интересы всего населения страны, а те, кто считает, что Украину можно объединить за счет «победы» над востоком путем применения военной силы, глубоко заблуждаются, написал американский дипломат, доктор философии Джек Мэтлок в своей статье в The National Interest. По его мнению, Запад, в частности США, должен помнить, что при выстраивании отношений в украинском обществе должны быть учтены позиции всех групп граждан, и «максималистический подход» к этому, так же как и к позиции России в украинском вопросе, недопустим. США и Евросоюз, как полагает Джек Мэтлок, не сделали ничего, чтобы уменьшить беспокойство РФ по поводу того, что ее стратегические интересы будут ущемлены. Напротив Запад всячески усиливает опасения России, активно поддерживая киевские власти, которые по-прежнему не могут объединить страны мирным путем, а кроме того, сотрудничают с вооруженные формирования правого толка. «Новой холодной войны нет, но публичные обвинения, требования и угрозы со стороны наших [западных] политических лидеров во многом способствовали созданию такой атмосферы. Враждебная публичная полемика, которая порой напоминает чуть ли не поношение, спровоцировала атмосферу нестабильности», — считает он. И подчеркивает, что украинские власти должны понять – им не удастся объединить страну путем насаждения своей воли в отношении всех граждан, России следует перестать опасаться вхождения Украины в НАТО, а Запад должен осознать, что никакие договоренности с киевским правительством не будут работать до тех пор, пока общество раздроблено. | РИА Новости. 28.08.2014.
Foto Morgana
27.04.2014. Москва. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил в четверг, что Россия вынуждена реагировать на развитие ситуации на юго-востоке Украины, где против мирных граждан развернута силовая операция с задействованием украинской армии и «Правого сектора. «Мы вынуждены реагировать на такое развитие ситуации», — заявил министр обороны. По его словам, «с сегодняшнего дня в приграничных с Украиной районах начались учения батальонных тактических групп общевойсковых соединений Южного и Западного военных округов… Войска отрабатывают вопросы совершения маршей своим ходом и развертывания для выполнения задач по предназначению». Сергей Шойгу также сообщил, что "авиация выполнит полеты по отработке действий вблизи государственной границы". [На фото: украинские военные возле одного из блокпостов Славянска]