Присяга Президента Украины Виктора Януковича
(Киев, Верховная Рада, 25.02.2010)
(С сайта РИА "Новости")
СО ЩИТОМ ИЛИ НА ЩИТЕ / О вопросах европейской безопасности / Нина Романова, «СБ-Беларусь Сегодня»
Вашингтон «успокоил» Москву: США не планируют размещать ПРО в Черном море... Согласитесь, слабое, а где–то даже и двусмысленное утешение... Еще недавно Россия и слышать не хотела о системах противоракетной обороны в Восточной Европе, а здесь уже торг, пусть и условный, ведется чуть ли не у ворот Севастополя. «Соединенные Штаты не собираются размещать элементы своей системы противоракетной обороны в Черном море», — заявила вчера заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер.
А между тем еще пару дней до этого официальный представитель министерства иностранных дел Украины выразил озабоченность в связи с тем, что американские ракеты будут размещаться в соседнем государстве черноморского бассейна, Румынии. «Как соседняя с Румынией страна, — подчеркивалось в заявлении, — мы не можем оставить без внимания планы по размещению американского противоракетного щита в непосредственной близости от наших границ, особенно учитывая то обстоятельство, что некоторые его элементы будут, судя по всему, расположены в акватории Черного моря».
Так что вопрос о том, появятся ли под носом у севастопольских моряков американские противоракеты, пока такой же темный, как глубины Черного моря.
Напомню, что официальные лица в Москве достаточно резко отреагировали на «румынский вариант» ПРО, так же, как ранее на польский и чешский.
Тем не менее на недавнем совещании министров обороны НАТО в Стамбуле румынский президент Траян Бэсеску объявил о том, что он удовлетворил просьбу администрации Обамы о размещении ракет–перехватчиков в своей стране. Позавчера и сама Тошер признала, что США предупреждали Россию о планах по размещению ПРО в Румынии.
А в прошлую пятницу болгарский премьер–министр Бойко Борисов откровенничал о том, что США проведут переговоры с его правительством о возможном размещении противоракетных комплексов первого удара на территории этого причерноморского государства.
Похоже, план создания противоракетного щита в Европе — вопрос решенный. Разговор идет о том, где, когда и сколько. Эллен Тошер не скрывала: в создаваемой системе ПРО в Европе США хотят использовать 8 батарей перехватчиков морского базирования, на которых размещается 64 ракеты–перехватчика Standard Missile–3 (SM–3), передает ИТАР–ТАСС.
Самое печальное в этой ситуации то, что важнейшие вопросы европейской безопасности решаются сегодня на двусторонней основе. Это просто предмет торга, перед которым мало кто из новоиспеченных членов НАТО устоит.
В этом году будет официально принята новая стратегическая концепция Североатлантического альянса. Какова его роль в будущем? Вот какую оценку дает солидное канадское издание Global Research: «Через двадцать лет после «холодной войны» нет ни Советского Союза, ни Варшавского пакта, а осталась только сильно уменьшившаяся и урезанная Россия. При этом Соединенные Штаты и НАТО милитаризировали Европу в беспрецедентных масштабах — фактически произошло подчинение почти целого континента находящемуся под влиянием Вашингтона военному блоку»...
Сделав такой неутешительный вывод, канадское издание напоминает, что 5 февраля Президент Дмитрий Медведев одобрил военную доктрину России и основные принципы политики ядерного сдерживания в период до 2020 года...
Этот документ прокомментировала также индийская ежедневная газета The Hindu. «В доктрине подробно описаны 11 внешних угроз России, семь из которых имеют отношение к Западу, — подчеркивает издание. — Расширение НАТО на восток, а также ее стремление к выполнению глобальных функций определены как главная угроза для России».
А ведь еще недавно мы наблюдали геополитический флирт между Москвой и Вашингтоном, украшенный красивой метафорой в виде «кнопок перезагрузки». Сегодня про эти красные кнопочки, служившие символом доверия и взаимности, никто и не вспоминает. Во всяком случае, Эллен Тошер, делавшая свое заявление как раз в День святого Валентина, не слишком заботилась о том, чтобы не разбить сердце партнера.
(Статья перепечатана из газеты «СБ-Беларусь Сегодня», www.sb.by)
ПРЕЗИДЕНТ ВИКТОР ЯНУКОВИЧ: ЧЕГО ОЖИДАТЬ? / Мнения и прогнозы зарубежных экспертов / American Institute in Ukraine, Украина
Несмотря на некоторые прогнозы об обратном, второй тур президентских выборов в Украине, проводившийся 7 февраля, прошел так же гладко, как и 1-й тур 17 января. Наблюдатели как с Востока, так и с Запада дали высокие оценки спокойному и организованному голосованию, которое было без каких-либо исключений названо честным и свободным. Получив поздравления от лидеров Европы, России, Соединенных Штатов и даже НАТО, Виктор Янукович теперь стоит перед сложнейшей задачей формирования нового правительства для решения масштабных проблем, которые стоят перед Украиной.
Что именно избрание г-на Януковича означает для Украины? АИУ задал этот вопрос следующим экспертам:
ДАГ БАНДО, старший научный сотрудник, Институт Катона (Вашингтон)
Пять лет назад западные правительства и неправительственные организации сделали все возможное, чтобы поддержать так называемую Оранжевую революцию, в результате которой пост президента Украины достался Виктору Ющенко. Но результаты деятельности Ющенко на этом посту рассматриваются большинством как провальные. Один из его бывших соратников сказал об этом просто: "Он не оправдал ожиданий”.
Провал Ющенко служит ярким напоминанием о тех рисках, с которыми связано вмешательство Вашингтона во внешнеполитические дела. Хотя Ющенко, очевидно, был более прозападным, чем Виктор Янукович, его конкурент в 2004 году (и победитель в 2010 году), на практике различия оказались меньше, чем о них говорили. Даже последний выступает, например, за членство в Европейском Союзе, а Ющенко так и не удалось заручиться общественной и политической поддержкой своего плана по вступлению в НАТО. Еще хуже то, что Ющенко оказался одним из наименее компетентных политиков когда-либо избиравшихся главой государства. Несмотря на эйфорию наиболее либеральных и прозападных элит по поводу победы Ющенко, украинская политика быстро превратилась в мыльную оперу. Ющенко и его бывшая союзница Юлия Тимошенко периодически расходились и сходились, Ющенко менял партнеров, сделав Януковича премьер-министром. В то же время экономика стагнировала, реформы приостановились, отношения с Россией ухудшились, а украинцы теряли терпение. Янукович стоял во главе оппозиции с самой большой партией в парламенте, в то время как в партии Ющенко произошел раскол. В сложившейся в результате этого сложной политической и экономической ситуации пострадала также и репутация Тимошенко.
Сегодня, как на нее не смотри, Оранжевая революция мертва. На выборах 2010 года даже Тимошенко выражала заинтересованность в поддержании хороших взаимоотношений с Москвой и лавировала в вопросе о присоединении к НАТО, против которого выступает большинство украинцев. За пределами Украины, по крайней мере, не так важно, кто станет следующим Президентом Украины. И тем более это не важно для Америки. Статус, политика и ориентация Киева не представляют для Вашингтона значительного интереса. Советский Союз проиграл Холодную войну.
Россия не сможет собрать его осколки независимо от отношений с Украиной. Создание союза с независимым Киевом укрепит позиции Америки в отношении Москвы, но для какой цели? Мысль о нападении России на Соединенные Штаты - это параноидальная фантазия. С Украиной или без нее Россия полностью проиграет. Правительство Путина хочет уважительного отношения на международной арене, оно очень серьезно относится к вопросу безопасности России, но имеет лишь ограниченные амбиции. Независимо от отношения Москвы к государствам по ее границам, которые ранее входили в Советский Союз, не существует какой-либо реальной вероятности нападения России на другие страны Европы или вне ее.
На самом деле расширение НАТО к границам России породило большую подозрительность и конфронтационность со стороны Москвы. Надежды Грузии на защиту Запада от применения Россией военной силы оказались тщетными - ни один находящийся в своем уме американский политик не поставит на кон Вашингтон для защиты Тбилиси. В отношении войны за Украину энтузиазма не больше.
Вмешательство США в дела других стран также может привести к внутренней и региональной нестабильности. Конечно, Америка не одинока в своих попытках влиять на события в других странах. Но даже если цели Вашингтона являются благородными (например, как в некоторых случаях, поддержка демократических сил), последствия все равно контрпродуктивны. Существует много причин ухудшения отношений между США и Россией - поддержка прозападной революции у южного соседа Москвы лишь усилила уже имеющуюся у Москвы подозрительность.
У Вашингтона имеется долгая история вмешательства в дела других стран. Хотя последствия не всегда были катастрофичными, в большинстве случаев результаты изрядно разочаровывали. Даже когда Соединенным Штатам удавалось поставить нужные для себя правительства, Вашингтон редко получал те геополитические преимущества, на которые рассчитывал. Такой случай мы имеем с Украиной.
ДЖЕЙМС ДЖОРДЖ ДЖАТРАС, заместитель директора, Американский Институт в Украине
Похоже на то, что Украину можно поздравить с проведением свободных и честных выборов в ходе последовательного и упорядоченного процесса голосования. Международные наблюдатели, включая представителей ОБСЕ, дали высокую оценку проведению голосования во втором туре, так же, как и в первом. Это важный положительный шаг в формировании образа Украины как нормальной демократической европейской страны, который ей сейчас крайне необходим. Украине также нужно быстро и в установленном порядке привести к власти нового президента и сформировать новое правительство с максимально широкой базой поддержки.
Никому не стоит завидовать г-ну Януковичу, занимающему президентское кресло в такое непростое время. Перед ним стоят сложнейшие проблемы, прежде всего в экономической сфере, но также в сферах финансовой, безопасности, культурно-языковой, морально-духовной и демографической. Я полагаю, что он будет прислушиваться к широкому спектру мнений в Украине, включая и его прежних соперников, с тем, чтобы проводить сбалансированный и умеренный курс. Это единственный путь, на котором он сможет сгладить глубокие противоречия, возникшие в Украине, и сбалансировать интересы страны во взаимоотношениях с Европой, Россией, Соединенными Штатами и другими партнерами. Украине необходимо "найти свое место” в этой части Европы, в том числе в сфере безопасности, где Украине нужно проводить умеренную политику нейтралитета. У г-на Януковича много работы. Все украинцы и зарубежные друзья Украины должны пожелать ему успехов.
ЭНТОНИ T. САЛВИЯ, исполнительный директор, Американский Институт в Украине
Западная пресса в своих комментариях по поводу украинских выборов акцентирует внимание на двух основных темах:
(1) окончательный результат показал достаточно небольшой разрыв для того, чтобы победитель мог претендовать не безусловный мандат;
(2) победитель является промосковским. Некоторые комментаторы объединяют обе темы, заявляя на этом основании, что у Виктора Януковича отсутствует мандат на осуществление значительных реформ, в том числе в сфере внешней политики и политики безопасности. Возможно, что в этом случае комментаторы, которые не желают видеть восстановления отношений Киева с Москвой, выдают желаемое за действительное.
Факт состоит в том, что более 75% голосов в первом туре были поданы за кандидатов, которые выступали за то, чтобы зарыть топор войны с Москвой: Янукович призывал к нейтралитету, Тимошенко хотела отодвинуть перспективу вступления Украины в НАТО на второй план, а Яценюк, единственный из всех, призывал к возрождению "Киевской Руси”, которая объединила бы Россию, Украину и другие республики бывшего Советского Союза в новый таможенный союз. Тигипко, как и Янукович, призывал к нейтралитету. Он возражал против политики Ющенко по изоляции России путем создания, по его выражению, "санитарного кордона”, справедливо указывая на то, что такая политика принесет больше вреда Украине, чем России.
Помимо проведения одних из самых честных и свободных выборов из когда-либо имевших место на постсоветском пространстве, украинские избиратели поразили мир свои реализмом и здравомыслием. Для Украины, которая по показателю ВВП на душу населения вдвое уступает Казахстану, никогда не имело смысла принимать участие в окружении ядерной сверхдержавы, которая также является крупнейшим торговым партнером и имеет ключевое значение для успеха ее экономического развития. А что если бы Канада предприняла подобные действия по отношению к США? Представьте себе, как бы США отреагировали на это?
Для Америки было бы бессмысленно отвергать наследие Рейгана и Горбачева, которые заложили фундамент для согласия между западной и восточной частями Европы, что явилось логическим итогом завершения Холодной войны. Слишком ли оптимистично будет ожидать, что с концом изначально обреченной на неудачу Оранжевой революции государства "большой Европы”, т.е. США, ЕС и ее страны-участники, Украина и Россия, смогут начать работу над общей зоной безопасности Северного полушария? Эта цель - моральный долг нашего поколения. Это также единственный разумный путь противодействия вызовам, исходящим от исламского экстремизма и динамично развивающегося Китая.
Победа Януковича имеет место на фоне продолжающейся глобальной неопределенности и последовательных неудач вследствие непродуманной политики США на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке. Ни Розовая, ни Оранжевая революция не сработали так, как планировалось, а усилия по расчленению Сербии напрямую привели к расчленению Грузии. Вашингтону следует серьезно задуматься над смыслом и целесообразностью его попыток перекроить мир. Это создает хорошие условия избранному Президентом Януковичу для реализации того, что он недавно определил в качестве своей задачи - превращение Украины в мост между восточной и западной частями Европы, между Россией и ЕС. Эта цель является весьма достойной. Общей Европе нужны именно мосты, а не стены.
ВЛАД СОБЕЛЛ, экономист по развивающимся рынкам службы экономического анализа, Daiwa Securities Capital Markets (Лондон)
Победа г-на Януковича прежде всего означает конец бесплодной "оранжевой” политики конфронтации с Россией, ключевым "естественным” партнером Украины, а также внутренней борьбы (внутри "оранжевого” лагеря). "Оранжевый” режим выдвинул на первое место геополитические вопросы, такие как членство в НАТО, игнорируя при этом реальные потребности Украины, а именно экономические реформы и поддержание конструктивных отношений как с Россией, так и с Европейским Союзом. При этом имел место отказ от принципа равноудаленности от России и Запада, который был введен Президентом Леонидом Кучмой, и который является естественным для Украины. В любом случае отдать приоритет геополитике в крайне бедной стране было все равно что "поставить телегу впереди лошади” - реальная независимость формируется на основе экономического потенциала, а не за счет внешних военных союзов, и, наоборот, утрата независимости является следствием экономической слабости и перманентного политического хаоса.
От Администрации Януковича я ожидаю восстановления принципа равноудаленности (т.е., корректировки по указанным выше направлениям) и переноса внимания на экономику. Для этого потребуется оперативно принять приемлемый для МВФ бюджет на 2010 год, что означает отказ от планов повышения зарплат бюджетникам и пенсий, а также принятие программы повышения внутренних цен на газ. Янукович будет стремиться к тому, чтобы создать работоспособную коалицию в рамках существующего состава парламента и по возможности быстро сместить Тимошенко с поста премьер-министра. Если это не удастся, ему придется созвать новые парламентские выборы, которые Украина с учетом масштаба кризиса вряд ли сможет себе позволить.
Что касается советов, то я бы сказал так: следуйте принципу равноудаленности - это положение, от которого Украина может получить больше всего выгод. Отказаться от НАТО, но продвигаться к членству в ЕС. Реализовать реформы, являющиеся условием вступления в
ЕС, не дожидаясь указаний из Брюсселя. Участие в созданном Россией таможенной союзе (ЕвроАзЭС, в который входят Россия, Беларусь и Казахстан) не обязательно препятствует движению в сторону ЕС. На домашнем политическом фронте необходимы изменения в конституции, позволяющие устранить существующую конкуренцию между парламентом, президентом и кабинетом. Украине нужна четкая вертикаль исполнительной власти (принципиально аналогичная той, которая была создана в России после формирования президентской системы по оканчанию конфликтов 1992-1993 гг.). Не следует путать демократию с перманентным хаосом, и в случае необходимости следует идти к формированию сильной власти "а-ля-Путин”. Демократия не дает права творить все, что заблагорассудится - прежде всего, это главенство закона. Ни одна западная страна (т.е. ни одна развитая демократия) не мирилась бы с перманентным хаосом и нестабильностью, которую мы наблюдаем в Украине последние пять лет.
СРДЖА ТРИФКОВИЧ, исполнительный директор Фонда глобальных исследований им. Байрона и директор Центра международных отношений Института Рокфорда.
Основным последствием конца Оранжевого режима и прихода Януковича будет то, что Украина станет более нормальной страной. Одержимость русофобским оранжизмом всегда была уделом меньшинства, но после Ющенко он полностью дискредитирован как практический проект и будет ограничен (по крайней мере, в последующие несколько лет) пределами Галиции на западе страны.
Остальная Украина может наконец сосредоточится на прагматичном решении реальных проблем. Это означает следующее: НАТО снимается с повестки дня, Россия предложит кредиты на льготных условиях, больше не будет газовых споров, срок аренды основной базы Черноморского флота будет продлен, будут продолжаться традиционные разговоры о вступлении в ЕС с пониманием того, что это не произойдет никогда. Что касается советов, то я думаю, что Януковичу следует публично пригласить Тимошенко присоединится к его команде в "духе единства”, ради блага страны и так далее. Для нее в любом случае это будет проигрышное предложение.