▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲
90 ЛЕТ НАЗАД основана Компартия США с официально декларируемой партийной идеологией (марксизм-ленинизм). Партия возникла в результате объединения коммунистических групп Чарльза Рутенберга и Джона Рида. В первой половине XX века она была самой крупной и влиятельной партией коммунистического толка в США и играла решающее значение в рабочем движении с 1920-х по 1940-е годы. Партия организовала и руководила основными промышленными союзами, защищала права афро-американцев. Наибольшего влияния достигла во времена Великой депрессии, в 30-х годах, и затем во время Второй мировой войны. Тогда коммунисты входили в руководство крупнейших профсоюзов, были лидерами в кругах художественной интеллигенции и университетской профессуры США.
С 1950-х, усилиями маккартистов и второй волны «Красной угрозы», внутренняя структура и стабильность партии начала разваливаться. Партия стала объектом преследования в рамках секретной программы ФБР «COINTELPRO». Тогда же был принят ряд законов и административных распоряжений, направленных против компартии, которые в 1954 г. были объединены в законе Хэмфри — Батлера «О контроле над коммунистической деятельностью», квалифицировавшем компартию как «заговорщическую организацию» и лишавшем ее всех прав политической организации. В 1947-56 гг. свыше 150 руководящих деятелей компартии были брошены в тюрьмы. В этих условиях партия была вынуждена проводить свою деятельность нелегально.
В конце 80-х КП США была буквально ошеломлена приходом к власти М.Горбачева и серьёзно критиковала его политику перестройки, что привело к прекращению её поддержки со стороны КПСС в 1989 г. А в 1991 г. специальная сессия партии приняла Конвенцию по будущему развитию партии после распада Восточного блока. Одна фракция предлагала отказаться от ленинизма и направить партию в русло демократического социализма, но большинством голосов классическая линия партии была подтверждена… Компартия США так и не смогла полностью восстановиться от потрясений середины века, но продолжает существовать под руководством Сэма Уэбба. Официальный печатный орган — «Всемирный народный еженедельник».
Американский коммунизм так и остался американской мечтой. Хорошо еще, что мечту запретить и арестовать невозможно. Во всяком случае, пока.
90 ЛЕТ НАЗАД родился Эдуардас Беньяминович Межелайтис (1919-1997), литовский советский поэт, переводчик, эссеист, народный поэт Литвы, Герой Социалистического Труда. Он учился на юридическом факультете каунасского Университета Витаутаса Великого, состоял в подпольной комсомольской организации. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован, но с 1943 г. стал военным корреспондентом в составе 16-й Литовской дивизии. По возвращении в Литву работал секретарём ЦК комсомола республики, был редактором комсомольского журнала, секретарем Союза писателей Литвы, председателем правления СПЛ, секретарем правления Союза писателей СССР. Член ЦК Литовской коммунистической партии , депутат Верховного Совета СССР, заместитель председателя Президиума Верховного Совета Литовской ССР. В 1969 г. получил премию имени Дж. Неру. Награждён орденом Ленина, другими орденами, а также медалями.
Автор «Братской поэмы», сб. «Лирика», «Человек», «Моя лира» и др. Он перевёл на литовский язык сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Т.Г. Шевченко и других классиков русской литературы. Его творчеству присущи гражданский пафос, философичность, глубокий лиризм.
По словам Юозаса Ермалавичюса, Эдуардас Межелайтис до самой своей смерти оставался коммунистом. «Все еще удивлялись — как же он не кается? А за что? Он же был участником Великой Отечественной войны и хорошо знал, за что шел на смерть. Когда в конце 1989 года произошел раскол в компартии Литвы, он остался с нами до конца».
В своих дневниках о войне, обращаясь к памяти своего друга, литовского поэта Владиса Мазурюнаса, он писал:
«В опрокинутом шлеме
Прорастает трава...
Ты погладь эту землю,
Что под пеплом жива…»
Его родина, родная Литва, сегодня стала другой. Он ее не понимал и понять не мог. Но до самой смерти Межелайтис верил, что она живет и под пеплом. И не просто живет. Но из пепла вновь возродится.
105 ЛЕТ НАЗАД родился Николай Алексеевич Островский (1904-1936), русский советский писатель, участник Гражданской войны, член КПСС с 1924 г. После тяжелого ранения, слепой, прикованный к постели, он создал знаменитый роман о становлении Советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина «Как закалялась сталь», ставшим одним из лучших произведений социалистического реализма, а также незавершенный роман «Рожденные бурей» о Гражданской войне в Западной Украине.
В 1935 г. Островский был награжден орденом Ленина, правительство подарило ему дом в Сочи и квартиру в Москве. Писателю также было присвоено звание бригадного комиссара. Последние несколько месяцев он прожил на улице своего имени, принимая на дому читателей и писателей.
Советский режиссер, народный артист Республики В. Мейерхольд вспоминал: «Я имел однодневную беседу со Львом Толстым, много беседовал с Антоном Чеховым – и Николая Островского я ставлю третьим. Такая необычная культура, такое необычное проникновение в правду жизни, такая способность понимать, что такое искусство».
«Дорогой друг Николай Островский! – писал французский писатель, лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан. - Ваше имя для меня синоним редчайшего и чистейшего нравственного мужества. Ваша жизнь есть и будет светочем для многих тысяч людей. Вы останетесь для мира благотворным, возвышающим примером победы духа над предательством индивидуальной судьбы. Вы стали единым целым с Вашим великим освобожденным и воскресшим народом».
Посетивший в 1936 году Советский Союз знаменитый французский писатель Андре Жид, будущий лауреат Нобелевской премии, также встречался с Николаем Островским. В своем «Возвращении из СССР» он написал об этой встрече: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: "Это святой”. Религия не создала более прекрасного лица. Вот наглядное доказательство того, что святых рождает не только религия. Достаточно горячего убеждения, без надежды на будущее вознаграждение. Ничего, кроме удовлетворения от сознания выполненного сурового долга…» Еще один французский писатель, лауреат Гонкуровской премии Анри Барбюс назвал Николая Алексеевича "советским Иисусом Христом".
Произведения Островского переведены на языки народов СССР и многие иностранные языки. Для многих поколений советской молодёжи, для передовых кругов молодёжи за рубежом Корчагин стал нравственным образцом. С романом «Как закалялась сталь» шли в бой. С ним строили мирную жизнь. С ним надеялись победить в самых экстремальных ситуациях. И побеждали.
Сегодня книги Островского вычеркнуты из учебной программы. Имя его забывают. Потому что его боятся как никогда. Сейчас он плохой пример для современной молодежи. У них другие любимые авторы…
Именем Николая Островского названа планета Солнечной системы. А может он и впрямь был человек с другой планеты? На которую нам уже никогда, никогда не попасть.
135 ЛЕТ НАЗАД родился и 60 ЛЕТ НАЗАД умер Николай Александрович Семашко (1874-1949), советский партийный и государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР, академик АМН СССР и АПН РСФСР, член КПСС с 1893 г. Он принимал активное участие в революционном движении, будучи участковым врачом вел агитацию среди крестьянского населения, неоднократно подвергался арестам. В 1906 г. эмигрировал в Швейцарию, жил в Женеве, где встретился с В.И. Лениным. Участвовал в подготовке Октябрьской социалистической революции в Москве, организовывал медицинскую помощь его участникам. С 1918 г. – нарком здравоохранения РСФСР. С 1930 г. на преподавательской и научной работе. Член Президиума ВЦИК, член ЦИК СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
«Хорошего врача прокормит народ, а плохие нам не нужны», - говорил главный врач Республики.
Семашко был воистину многогранной личностью. Он дружил с Горьким, был близок к Луначарскому и Станиславскому, широко популяризировал работу «Детгиза», стремясь привлечь в издательство лучших авторов. На одно из его выступлений по радио о работе «Детгиза» со своими пожеланиями и предложениями откликнулись Корней Чуковский, Лев Кассиль, Михаил Зощенко и другие писатели. Так, Чуковский в письме к Семашко, приветствуя назначение его руководителем Детгиза, выразил уверенность в том, что теперь дети начнут получать хорошие книги, а М. Зощенко обещал «писать для ребят что-нибудь веселое»… О разнообразии и глубине интересов Н. А. Семашко свидетельствуют рукописи его статей о писателях, поэтах, художниках, артистах. В числе его друзей можно назвать таких корифеев русской сцены, как А. А. Яблочкина, В. И. Качалов, М. Н. Ермолова, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. М. Москвин, А. И. Южин-Сумбатов и многих других.
Н.А. Семашко считал необходимым воспитывать молодежь так, чтобы «наша молодежь и умственно, и морально была способна выполнить величайшую задачу — помочь нашему народу… построить еще более счастливую, радостную и культурную жизнь». И они строили. Но куда завела дорога к счастью? К счастью, Николай Александрович этого уже не увидел.
135 ЛЕТ НАЗАД родился Николай Константинович Рерих (1874-1947), русский живописец, философ, ученый, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель. Он автор около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основатель международного движения в защиту культуры.
По окончании гимназии Николай Рерих одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств, занимался в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. Тогда он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. Уже в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. Неолитические находки Рериха вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым.
Духовниками Рериха были Л.Н. Толстой и о.Иоанн Кронштадский. В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н.К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии - Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.
Через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.
С 20-х годов Н.К. Рерих со своей семьей живет в Индии, которая привлекала его не только как художника, но и как учёного. Находясь там, Николай Константинович с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь СССР. Вместе с младшим сыном Святославом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Он пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа.
Н.К. Рерих всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея лишь один паспорт – российский. Мысль о возвращении на родину не покидала его никогда. «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество… Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!..»
Юрий Гагарин написал в бортовом журнале 12 апреля 1961 года: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха»… Рерих был воистину человеком Вселенной. Космическим человеком. И живя на земле, мир изучал из космоса.
195 ЛЕТ НАЗАД родился Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841), великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер, автор первого русского психологического романа «Герой нашего времени».
Родился в дворянской семье. В 14 лет был определен в Благородный пансион при Московском университете. После столкновения с реакционной профессурой, вынужден был покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков. За гневные стихи на смерть Пушкина, обращенные против николаевской России, был сослан на Кавказ. Произведения Лермонтова, написанные после возвращения из ссылки, его независимое смелое поведение вызвали к нему откровенную вражду со стороны царского двора. И он вновь был выслан на Кавказ – за дуэль. В боевых действиях поэт проявлял неоднократную храбрость, однако Николай I вычеркивал его имя из наградных списков. Не без тайных интриг жандармских чинов произошла в Пятигорске ссора с Мартыновым, закончившаяся дуэлью. Поэт был убит выстрелом в грудь. Сам он стрелял в сторону…
В каком бы жанре Лермонтов ни выступал, на все ложилась печать его гения. Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей. По энергии и языковой выразительности, по силе протеста и отрицания, поэзия Лермонтова не имеет ничего подобного в литературе. Его творчество – это призыв к мятежу и подвигу. Может быть поэтому (по словам князя Васильчикова) в Петербурге, в высшем «благородном» обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»… А «добрый» царь Николай I отозвался об этом, сказав «собаке — собачья смерть». Лермонтова боялись. «Какие силы были у этого человека! – говорил Толстой о Михаиле Юрьевиче. – Чтобы сделать он мог! Он начал сразу как власть имущий… Каждое его слово было словом человека, власть имущего».
Может, поэт в России больше, чем поэт. Но жизнь поэта гораздо меньше любой другой жизни. Лермонтов к штыку приравнял перо. «Штык» его и убил. В неполные 27 лет. Но перо поэта осталось навечно.
220 ЛЕТ НАЗАД родился Джеймс Фенимор Купер (1789-1851), американский историк, критик общественного устройства, писатель, автор романов «Пионеры», «Последний из могикан», «Лоцман» и др., в которых всегда сочетал просветительные традиции с романтизмом… В те времена на родине Купера национальной литературы почти не было, так что он поставил перед собой действительно грандиозную задачу и, по сути, стал основоположником американской литературы. Однажды во время путешествия по Европе он столкнулся с пожилым человеком. «Мне даже показалось, что его лицо мне знакомо, — вспоминал писатель. - Мы разошлись, раскланявшись… Когда незнакомец вдруг остановился и спросил по-французски: «Не могу ли я видеть господина Купера?» И добавил: «Мое имя Вальтер Скотт». Всемирно известный писатель специально приехал из Лондона, чтобы встретиться с тем, кого критики называли «американским Вальтером Скоттом».
Встреча с родиной не принесла Куперу радости, Америка уже не представлялась ему землей обетованной. Писатель смело критиковал американскую демократию. А американцы могли простить что угодно, только не это. Недовольство Купером вылилось в отчаянную газетную травлю. Критика, не стесняясь, переходила на личности, а после выхода «романтико-сатирического» романа «Моникины» и вовсе объявила писателя сумасшедшим. Судебные дела, которые Купер возбуждал против самых ретивых редакторов, лишь подливали масла в огонь.
Писатель понимал причины газетной шумихи, но всё же не мог оставаться безучастным к высказываниям о том, что «автор исписался». Наверное, чтобы доказать обратное себе и читателям, он продолжал сочинять романы о Кожаном Чулке. Он не сдавался и не желал скрывать своих политических прогрессивных взглядов. Почти с каждой книгой его герой становился моложе, а повествование всё печальнее и романтичнее.
«Я разошёлся со своей страной…», — с грустью признавался Фенимор Купер. Как жаль, но эту фразу вслед за Купером повторяют все чаще и чаще. И не только писатели. И не только в Америке.