ИДЕЯ БОЛЬШИНСТВА: ВЫЖИТЬ | Анатолий Васильев, доктор юридических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ СОЦИАЛЬНО ОПАСНО ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ ОТСУТСТВУЕТ СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ…
В нашей печати, по телевидению, в других средствах массовой информации неоднократно ставился и обсуждался вопрос о национальной идее. Высказывались различные точки зрения. Но пока еще не удалось ее сформулировать. Думается, что ответ на этот вопрос нужно искать в социальных отношениях и разработать понятие национальной идеи, исходя из реальных проблем, существующих в обществе. К.Маркс писал, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Это положение относится и к национальной идее. Она может стать материальной силой, если будет направлена на решение основных социальных проблем, соответствующих интересам общества. Основное требование, которому должны отвечать национальная или в условиях многонациональной России общенациональная идея, – соответствие ее доброй совести и добрым нравам, социальной и экономической справедливости. Она должна быть близка и понятна всем членам общества. В силу этого она будет выполняться ими добровольно и самостоятельно. Первой составной частью общенациональной идеи может быть основное, главное в жизни человека – его благополучные материальные и социальные условия жизни, которые могут быть определены, одним словом – благополучие. Материальное благополучие или, согласно Социологическому словарю, благосостояние представляет собой уровень личного и семейного дохода, позволяющего удовлетворять основные потребности человека в жилье, одежде, питании. Эти показатели определяются размером заработной платы, пособий по социальному страхованию. У людей, имеющих в собственности недвижимое и движимое имущество, благосостояние определяется также доходами от этого имущества. На уровень благосостояния влияют также бесплатное образование, медицинское обслуживание, государственные пособия, льготы и т.д. В обобщенном виде материальное благополучие включает в себя уровень доходов, расходов и потребления населения, обеспеченность населения жильем и предметами длительного пользования, показатели денежных сбережений, показатели труда и отдыха населения, демографическое состояние, некоторые другие показатели. В настоящее время в современных государствах наряду с состоятельными людьми, имеющими полное и всестороннее материальное благополучие, есть и малообеспеченные и даже очень бедные люди, которым не хватает средств на удовлетворение минимальных потребностей человека. Так, например, во Франции разница между доходами отдельных лиц составляет 1 : 6, а в размерах семейных доходов 1 : 66. В Российской Федерации по некоторым данным этот разрыв еще больше. При этом в развитых европейских странах уровень бедности определяется не только удовлетворением жизненно важных потребностей в продуктах питания и жилье, но и других интересов и потребностей людей на минимально приемлемом для данного общества уровне, отмечает Социологический словарь. В нашей стране пока такие критерии не установлены. У нас еще имеются голодающие, бездомные и просто нищие. Поэтому идея «материальное благополучие», как часть общенациональной идеи, имеет актуальное значение. Определенные особенности материальное благополучие имеет для предпринимателей. Оно включает не только обеспечение себя средствами существования, но и средствами развития своего бизнеса. Их благополучие во многом зависит от величины налогов и различного рода платежей государственным чиновникам. Запредельные налоги и поборы могут оставить предпринимателей без необходимых доходов и даже вообще лишить бизнеса, что имело место при переходе от НЭПа к социалистической, огосударствленной экономике. Тогда были установлены очень высокие налоги и все нэпманы разорились. Их бизнес перешел к государству и предприятия возглавили государственные чиновники. То же самое произошло и в девяностые годы, когда в результате также очень высоких налогов многие предприятия остановились и разорились, многие чтобы выжить, ушли в так называемую тень и создали теневую экономику, при которой зарплата выплачивалась наличными, велась двойная бухгалтерия. Определенные черты налогообложения 90-х годов сохраняются и до настоящего времени. Так, в целом высокими остаются налоги. Они составляют около 45% прибыли. Такая величина налогов особенно неприемлема для малого и среднего бизнеса, доход которых в целом небольшой. В результате малые и средние предприниматели не занимаются производством продукции. Их деятельность сосредоточена в основном в сфере торговли, при этом иностранными товарами. В торговле не нужны станки, механизмы, другие средства производства, приобретение и использование которых требует больших расходов. В торговле дело обстоит гораздо проще: купил по одной цене, продал по другой, более высокой. И никаких дополнительных расходов кроме торговых издержек. Известно, что предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Каждый предприниматель стремится ее увеличить. Плоская шкала налогов, которая существует у нас, позволяет это делать без каких-либо ограничений и интеллектуальных или финансовых затрат, а путем простого повышения цен на товары и продукты питания, что влечет за собой инфляцию. Прогрессивная шкала налогов сдерживает рост цен и инфляции. Дело в том, что в прогрессивной шкале налогов увеличение прибыли влечет за собой повышение налогов, порой очень значительное. Так, например, в США, где используется эта налоговая система, при налогооблагаемом доходе до 50 тыс. долларов налог 15%. Если доход увеличится хотя бы на один доллар и составит 50 001 доллар, налог возрастает до 25%. В результате предприниматель вместо прибыли понесет убытки и не будет повышать цены. В этих условиях увеличить прибыль предприниматель может только путем оптимизации производства: повышения производительности труда, совершенство¬вания технологического процесса экономии материальных ресурсов, использования более производительного оборудования и т.д., то есть за сет инновационного развития производства. В результате использования прогрессивной шкалы налогов в обществе создается общее благополучие: предприниматели инновационно развивают производство, увеличивают прибыль и чувствуют себя комфортно; общество получает достаточное количество отечественной продукции; население не страдает от роста цен; инфляция не лихорадит финансовую систему. Материальное благополучие подавляющего большинства населения будет способствовать консолидации общества, мирному и спокойному его поступательному развитию. Социальная безопасность или благополучие, согласно той же Социологической энциклопедии, представляет собой надежную защищенность жизненно важных интересов общества и граждан, сохранение и развитие человеческого потенциала, системы жизнеобеспечения людей, непреходящих социальных ценностей, сложившегося образа жизни и нравственности. Социально опасному обществу, в котором отсутствует социальное благополучие, присущи следующие черты: а) большое количество групп – антагонистов, несправедливость в распределении собственности, доходов, прав и свобод, отсутствие безопасности избранных народом представителей властных органов, импровизационно-насильственное конструирование социальной структуры; б) массовостью опасных субъектов, наживающихся за счет других, захватывающих власть незаконным способом, обеспечивающих только свое благополучие и безопасность и т.д.; в) социальная политика, основанная на принципе «разделяй и властвуй», манипулирование поведением людей, служение преимущественно одной социальной группе; г) элитарный моноцентрализм, защита интересов номенклатуры, безразличие государства к жизни простых людей, система силовой поддержки статус-кво. Социально благополучным признается такое общество, в котором отсутствуют названные негативные явления, отмечает Социологическая энциклопедия. В мире нет абсолютно благополучных обществ. В каждом государстве имеются определенные недостатки. В нашем обществе в настоящее время также присутствуют черты, свойственные опасному, неблагополучному обществу. К ним относятся наличие групп-антагонистов, несправедливость в распределении собственности, доходов, прав и свобод; существуют опасные субъекты, в том числе в государственных структурах, наживающихся за счет других, обеспечивающие только свое благополучие и безопасность; коррупция, недостаточное внимание государства к жизни простых людей и др. Поэтому создание благополучного общества в нашей стране цель и задача дальнейшего развития России, которые вполне могут быть общенациональной идеей. Второй национальной идеей может быть духовность общества. В настоящее время духовность понимается в узком и широком смысле. В узком смысле – как жизнь в Боге. В широком смысле она включает все духовно-интеллектуальные, культурные и нравственные ценности, выработанные человечеством на протяжении всей истории его существования. Жизнь в Боге, религия, содержат не только веру в Бога и служение Ему, но и другие нормы, имеющие и божественное, и общесоциальное значение. К ним относятся, например, десять заповедей, которые регулируют отношения между людьми и содержат запреты, данные людям Богом: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Аналогичные и подобные запреты имеются и в других религиях. Эти десять заповедей в последующем получили дальнейшее развитие в нормах права, морали, нравственности, культуры, этики. В результате образовалась совокупность норм и правил, регулирующих всесторонне жизнь, деятельность и поведение человека в обществе, его отношение к другим людям. Кроме того, они обогатились различными интеллектуальными ценностями, которые нашли свое выражение в литературе, живописи, музыке, театре, искусстве в целом, разными средствами и способами положительно влияющими на духовный мир людей и способствующими праведному и правильному их поведению. Познание всего этого интеллектуального богатства, сознательное руководство религиозными и нерелигиозными социальными позитивными правилами и ценностями и есть внедрение в сознание людей и всего общества второй общенациональной идеи – высокой духовности общества, в котором каждый будет понимать и уважать права и интересы других, взаимодействие и взаимоотношения людей будут основаны на высоких морально-этических нормах и правилах. И последней, третьей, общенациональной идеей может быть и должно быть демократическое устройство общества, демократия, как форма организации государственно власти и методов ее деятельности. Демократия, согласно Социологической энциклопедии, основывается на признании народа источником власти и его права на участие в решении государственных дел. В основе демократии лежат следующие принципы: выборность основных органов государственной власти и должностных лиц; наличие демократических прав и свод, равенство всех граждан перед законом; равные права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства; уважение прав меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед народом и выборными государственными учреждениями; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; признание законным плюрализма мнений; приоритет правовых методов властвования. Демократия существует в двух основных формах – непосредственной демократии и представительной демократии. В ст. 3 Конституции РФ записано, что народ является единственным источником власти, которую он осуществляет непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Непосредственная демократия представляет собой решение самим народом государственных и общественных вопросов путем референдумов, – общегосударственных и региональных, принятие решений собраниями, сходами, митингам и другими коллективными организациями граждан. При этом данные решения не могут быть отменены или изменены государственными органами, а подлежат обязательному исполнению. Представительная демократия есть решение государственных вопросов органами, избранными народом. При этом данные решения считаются законными и подлежат безусловному исполнению всеми другими органами государства, общественными и иными организациями, гражданами, если эти решения приняты с соблюдением демократических процедур. Следует отметить, что в Российской Федерации еще недостаточно используются формы непосредственной демократии. Практически не проводятся референдумы ни общегосударственные, ни региональные, ни местные. Пока еще не развито проведение сходов, собраний, на которых решались бы непосредственно населением вопросы местного значения. Все решения принимаются муниципальными органами, которые не подчиняются органам государственной власти и фактически независимы от населения. Отсутствие референдумов, сходов, собраний граждан по месту жительства превращает народ, граждан по отношению к органам государственной и муниципальной власти в просителей. И только наличие референдумов, сходов и собраний делает его носителем власти и обеспечивает взаимодействие с властными государственными и муниципальными структурами, создает единый народно-государственный и народно-муниципальный механизм властвования и управления обществом. Отсутствие их разделяет народ и государство, местных жителей и муниципалитеты и даже противопоставляет их друг другу. Поэтому включение демократии в общенациональную идею является достаточно актуальным. Президент РФ Д.А. Медведев, выступая в Санкт-Петербурге в связи со 150-летием отмены крепостного права в России, отметил, что общество должно саморазвиваться. В этом случае оно само изживает различные социальные пороки, в том числе и коррупцию. Демократия является тем необходимым условием, которое обеспечивает саморазвитие общества. Народ, как источник государственной власти и носитель морали, нравственности, порядочности, честности, патриотизма в непосредственной взаимодействии с государственной и муниципальной властью вполне может изжить не только коррупцию, а и все другие социальные пороки и создать благополучное, духовно богатое и демократическое общество. Признание триады – благополучие, духовность и демократия общенациональной идеи будет способствовать более успешному решению проблем, существующих в Российской Федерации, мировому эволюционному развитию общества. Важное значение имеет законодательное закрепление материальных, социальных, морально-нравственных и демократических параметров данной триады и установление юридической ответственности за их невыполнение. В противном случае общенациональная идея может остаться благим пожеланием.
|