ЛЕВЫЙ МАРШ ИСКУССТВА / Гений и злодейство – две вещи не совместны
Елизавета Барташевич, член Союза писателей России / 2 часть ЖИВОПИСЬ. Пабло Пикассо, по оценкам экспертов – самый «дорогой» художник в мире, был членом Французской коммунистической партии. Французская полиция в течение 40 лет вела наблюдение за этим испанским художником, и только недавно были рассекречены отчеты спецслужб. Любопытно, что у себя в студии Пикассо повесил картину с серпом и молотом, да и вообще гуманистические воззрения автора «Голубя мира» ярко проявляются в его работах. Джексон Поллок, еще при жизни ставший классическим воплощением модернизма XX века, тоже симпатизировал левым, проявляя интерес к рабочему движению. Любопытно, что в СССР всегда активно поддерживали «своих», даже если их творческие методы не совпадали с главным советским курсом соцреализма. Так, одна из последних работ Поллака "Белый свет" была представлена в 1954 г. на выставке в Эрмитаже. О политических пристрастиях пары Фриды Кало и Диего Риверы и говорить не приходится. Их сближало не только искусство, но коммунистические взгляды. КИНЕМАТОГРАФ Симптоматично, что самые видные режиссеры Италии, создающие интеллектуальное, авторское кино, Бернардо Бертолуччи, Лукино Висконти и Пьер Пауло Пазолини состояли в Итальянской компартии. Как и Домиано Домиани – один из лидеров «политического детектива» («Спрут», «Самая красивая жена», «Признание комиссара полиции прокурору республики»). Так, свой первый полнометражный фильм отпрыск аристократического рода Висконти снял на собственные средства и средства компартии Италии – это была экранизация романа Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды», также писателя отнюдь не правого толка. Сразу после войны левые кинематографисты создали целое течение – неореализм. Внимание к жизни рабочих, к бедным кварталам, к новой антибуржуазной (давно забытое слово!) эстетике. Сценарист и отец-основатель неореализма Чезаре Дзаваттини был убежденным коммунистом, как, впрочем, и Виторио Де Сика («Похитители велосипедов») и многие другие режиссеры этого направления. Членом компартии Италии был (и есть) режиссер Этторе Скола, автор культового музыкального фильма без слов «Бал», в котором языком танца осмысляются перипетии политических и культурных перемен во Франции в период с 1932-го по 1982 годы. Во Франции активистом компартии были режиссер Жуль Дассен (отец известного певца Джо Дассена, который в политических пристрастиях также был солидарен с отцом), звездная пара Симона Синьорели и Ив Монтан, режиссер Жан Ренуар (сын художника Огюста Ренуара), снявший фильм «Великая иллюзия». Во время выборов в апреле-мае 1936 г. французская компартия создала пропагандистский фильм "Жизнь принадлежит нам" при активном участии революционных писателей и киноработников под руководством Жана Ренуара. Фильм был запрещен для публичной демонстрации во Франции, однако имел огромный успех на политических собраниях, в клубах и домах культуры. Левыми убеждениями «грешили» знаменитые французские актеры Ален Делон и Жан Габен. Так же, как и Жерар Депардье, который в 2007 году, вместе с Габриель Гарсиа Маркесом приехал на Кубу поздравить Фиделя Кастро с 80-летнием. Торжества открылись 28 ноября конференцией «Прошлое и будущее. Куба и Фидель» в гаванском театре имени Карла Маркса. "Я очень люблю Фиделя Кастро. Это великий человек" – сказал Депардье. А, например, японский кинорежиссер Акира Куросава был даже награжден орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией». Как известно, свой оскароносный фильм «Дерсу Узала» Куросава снял в СССР. Самый знаменитый испанский режиссер – Луис Бунюэль, представитель сюрреализма в кинематографе, всегда придерживался левых идей, а в своей автобиографии и вовсе признался в симпатиях к компартии. Любопытно, что и на деле Бунюэль был связан с политикой: в 1936 г. он работал атташе по культуре республиканской Испании во Франции, содействуя постановкам антифашистских документальных лент. В 1950 г. Бунюэль создал фильм о беспризорниках «Забытье» (приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру). «Для меня «Забытье» - фильм социальной борьбы», - говорил он. Одна из его лучших лент – «Вередиана» - чудом дошла до нас, потому что диктатор Франко приказал уничтожить все копии. Кстати, после демонстрации «Вередианы» на Каннском фестивале в 1961 году Бунюэля отлучили от церкви. «Фабрика грез» вообще была «рассадником» левых идей, когда, в частности, в конце 40-х – начале 50-х в Голливуде разгорались отнюдь не киношные страсти. Так, в сентябре 1947 г. сюда прибыла спецкомиссия, чтобы «покончить с коммунистическим кино». В эпицентре тогдашних событий оказались такие «сомнительные» личности, как звезда «Касабланки» Ханфри Богард, актер Майкл Редгрейв («Леди исчезает») режиссеры Уильям Уйлер («Римские каникулы») и Джон Хьюстон («Мальтийский сокол»), и даже сама Мерилин Монро. Кстати, левые убеждения актрисы и ее деятельности в США – еще одна из ее загадок. До сих пор ее дело в несколько томов, хранящееся в архивах ФБР, не рассекречено. Великий Чарли Чаплин также грешил открытой левизной (как и его компаньоны по United Artists – звездная пара Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс, в 1926 году посетившие СССР). Чаплин явно симпатизировал Советскому Союзу, общался с советскими дипломатами, приглашал их к себе и посещал с ответными визитами советское посольство. К дружбе с Советским Союзом он призывал еще до того, как США и СССР стали союзниками по антигитлеровской коалиции. Более того, Чаплин написал письмо советскому народу под названием «Россия, за тобой будущее». Тогда Сталин лично отправил Чаплину письмо с приглашением в Союз. После выхода «Великого диктатора» на экраны нью-йоркская газета «Дейли ньюс» написала, что «Чаплин тыкал в зрителей „коммунистическим пальцем"…» А уже позже «Католический легион» (организация, действовавшая в США в XX веке, известна большим количеством фильмов, запрещенных к показу из соображений благопристойности. Рейтинг, присваиваемый этой организацией, во многом решал прокатную судьбу фильма) объявил бойкот первому звуковому фильма Чаплина «Месье Верду», кинотеатры стали отказываться от проката. В газетах печатались фотографии пикетов «Католического легиона» с плакатами «Чаплин — попутчик красных!», «Чаплин — неблагодарный! Он прихвостень коммунистов!», «Выслать Чаплина в Россию!». Тем не менее, фильм был номинирован на получение премии Оскар в категории «Лучший сценарий». На великого режиссера началась настоящая охота. В 1948 году Чарли Чаплин вынужден был дать унизительную публичную клятву в том, что он никогда не был членом компартии, но ему все равно не поверили. В сентябре 1952-го, когда Чаплин с женой Уной отправились в Лондон на мировую премьеру фильма "Огни рампы", иммиграционные службы США запретили артисту обратный въезд в страну. Федеральное бюро расследований завело дело на Чаплина еще в 30-х годах — после фильма «Новые времена». Дело состояло из 1900 листов. Джейн Фонда, звездная дочь еще одной звезды американского кино Генри Фонда, к началу 70-х уже получившая Оскар за фильм «Клют», в это же время стала активисткой антивоенного движения, многократно выступала с речами на митингах и встречах в университетах. Именно она спонсировала организацию «Ветераны Вьетнама против войны» и, в частности, расследование «Зимние солдаты», в ходе которого американские военнослужащие рассказывали о преступлениях Вооруженных сил США во Вьетнаме. В тот период она не скрывала своих левых взглядов, называя себя революционером. В одном из выступлений перед студентами она заявила: «Если бы вы понимали, что такое коммунизм, вы бы надеялись и молились, встав на колени, чтобы мы когда-нибудь стали коммунистами…» Много написано об активной политической деятельности певца и актера Дин Рида, убежденного марксиста, активно выступавшего против войны во Вьетнаме и арестованного на одной из демонстраций. Он помогал в выборах президента Альенде в Чили в 1970 г. Именно он в течение нескольких дней прятал в своем доме нелегально прибывшего в Аргентину под вымышленным именем Эрнесто Че Гевару, а также принимал участие в секретных операциях спецслужб стран социалистического содружества (в Чили и США)… В начале 2000-х годов американский актер Том Хэнкс собирался снять художественный фильм о Дине Риде под названием «Товарищ рок-звезда», где хотел также исполнить главную роль. Однако этот фильм, чего и следовало ожидать, так и не был снят… Выходец из России, актер Юл Бриннер (звезда «Великолепной семерки»), режиссер Стенли Крамер («Принцип домино»), великий Орсон Уэллс, режиссеры «бунтарского кино» - Артур Пенн, Вуди Аллен, Роман Поланский, Девид Лин, Стенли Кубрик, Сидней Поллок – все они были, что называется, левее главного американского курса. Также как и знаменитый Роберт Ретфорд. «Любой рационально мыслящий и ответственный человек всегда объявляется "левым" теми, кто придерживается крайне правых позиций" – сказал однажды актер. Известные на весь мир режиссеры-документалисты: Роберт Флаэрти, Лайонел Рогозин и Йорис Ивенс также придерживались откровенно левых взглядов… Так, знакомство с жизнью революционной России, где по приглашению В. Пудовкина голландец Йорис Ивенс провел три месяца, произвело на него глубокое впечатление и сделало убежденным коммунистом. За активное участие в движении сторонников мира в 50-х годах Ивенс был удостоен Международной премии мира и Международной Ленинской премии, а самый известный его фильм «Сена встречает Париж» победил на Каннском фестивале. МУЗЫКА Великая американская танцовщица Айседора Дункан всегда была известна своими левыми взглядами. В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку, и ее школа просуществовала до конца 40-х гг. Многие участники знаменитого музыкального объединения «Шестерка», созданного в 1920 году, придерживались левых взглядов. А самый старший – композитор Луи Дюрей и вовсе был крупным функционером и активистом Коммунистической партии Франции. Недавно рассекреченные в США документы ФБР свидетельствуют, что британская звезда The Beatles Джон Леннон долгое время находился "под колпаком" американских властей именно за свои левые взгляды, в частности, за свою позицию против войны во Вьетнаме. Его радикализм и крайне левая ориентация решительно сближала Леннона с молодыми западными коммунистами. Не случайно в 2000 году кубинский лидер Фидель Кастро открыл в одном из парков Гаваны памятник Джону Леннону. Впрочем, многие музыканты того времени проявляли интерес к политике, и не только на словах, но и в своем творчестве. Впомните известные ленновские композиции "Герой рабочего класса" и "Власть – народу". В знаменитой композиции «Imagine» Леннон спел о том, каким он видит мир, в котором певец проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы… Другие участники The Beatles тоже на оставались в стороне. Ринго Старр пел о цинковых гробах, доставляемых самолетами из Вьетнама в Штаты, Пол Маккартни – об Ирландии, которая должна принадлежать ирландцам, а Джордж Харрисон – о страданиях народа Бангладеш… Знаменитый американский пианист Ван Клиберн также не скрывал своих левых взглядом и симпатии к Советскому Союзу, куда он неоднократно приезжал на гастроли. И это в самый разгар холодной войны! Не приходится говорить и о певце Поле Робсоне. В 1952 году он стал лауреатом Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами», за что был репрессирован на родине комиссией Маккарти. Впервые побывав в 1934 г. в Советском Союзе, Поль Робсон заявил: «С момента появления в России я понял, что нашел то, к чему стремился всю жизнь. Только в Советском Союзе я почувствовал себя полноценным человеком…» Великая Эдит Пиаф и король поп-музыки Майкл Джексон тоже были не чужды левым идеям, как и король музыки калипсо Гарри Белафонте (о котором было уже сказано в связи с декларацией в поддержку Кубы), первом чернокожем лауреате музыкальной премии «Эмми». После показа голодающих Эфиопии в новостях, Белафонте связался с одним из крупнейших менеджеров в индустрии развлечений Кеном Крейгом, чтобы тот помог собрать звезд для записи песни, деньги от продажи которой пошли бы исключительно для голодающих Африки. Для записи песни, написанной Лайонелом Ричи и Майклом Джексоном, собралось 45 известнейших имен американского музыкального бизнеса… Впрочем, это невозможно – даже просто перечислить всех деятелей культуры и искусства, сторонников и проповедников левых идей. Здесь даже нет предмета для дискуссии хотя бы потому, что почти все известные писатели и художники так или иначе выступали за социальную справедливость. В искусстве ХХ века в поисках новых форм ярко видна тенденция некого романтического цинизма (или гуманистической филантропии), истоками чего являются разочарование в обществе, несогласие с устройством мира, а также, чаще всего, бесплодный и романтический порыв изменить его. Разумеется, в левую сторону. Ведь именно указатель «налево» ведет в утопическое государство, где царит свобода, равенство и братство, где главенствует социальная справедливость и уважение к человеку любой профессии… Где все то, чего никогда не будет на земле… Быть может, только в раю. Любопытное высказывание принадлежит призеру Венецианского кинофестиваля, голливудскому режиссеру с русской фамилией Лайонелу Рогозину («Вернись, Африка»): «Меня не интересовала карьера. Я искал, в чем мой долг перед обществом. Уже в двадцать лет я был весьма нелестного мнения о нашем обществе. Мне не нравилось то, что я видел вокруг. Мне не нравилась травля «красных», убийства негров, борющихся за нормальные условия существования, и безнаказанность убийц. Когда я подрастал, приходили вести, что Гитлер завоевывает одну страну за другой. Тогда все рассуждали: выживет ли человечество? Концентрационные лагеря и Хиросима — вот пейзажи моей юности. После исторической победы над фашизмом в 1945 году я видел, как те же мрачные силы начинают доминировать в обществе Запада. Я видел разгул маккартизма. Я считал, что наше общество нужно переделать. Я даже представлял, каким прекрасным оно может стать….» Думаю, под этим могли бы подписаться многие. Однако же, у всех режиссеров и писателей ХХ века, несмотря на их взгляды и, порой, непростые судьбы, всегда был творческий хэппи-енд: и Нобелевские премии, и Оскары… Политический мир был расколот на левых и правых. Мир искусства был единым и – бесспорно левым. Сейчас пошел обратный процесс. Мир – однополярен. А мира искусства нет вообще. Потому как «правого» искусства не существует априори. Именно поэтому левые устремления каждого талантливого художника – процесс совершенно неизбежный. И даже бессознательный. Пресыщение, покой и смирение – это, наверное, конечная остановка любого человека. Но не на этой остановке создаются шедевры мирового искусства…
|