НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ ТРЕЩИТ ПО ВСЕМ ШВАМ | Интервью Геннадия Зюганова ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ НАД НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ ОЗНАЧАЕТ ПОДРЫВ ВСЯКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН
Недавно в Подмосковье состоялась традиционная встреча Президента России Дмитрия Медведева с представителями парламентских фракций в Государственной Думе. В интервью «Геополитике» лидер ведущей оппозиционной политической силы страны, руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что до сведения Президента была доведена резкая оценка КПРФ состояния национальной безопасности страны, которая трещит по всем швам. - Геннадий Андреевич, прежде всего, хотелось бы знать, насколько конструктивным был состоявшийся разговор, об атмосфере, царившей на встрече? - Тон ей задал сам Президент России. Встреча длилась четыре часа, во время которой состоялась обстоятельная деловая дискуссия. Коммунистов представляли я и заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников. Глава государства поддержал ряд наших инициатив по развитию культуры, укреплению обороноспособности страны. Мы внесли предложения по комплексному изучению состояния Волги и сохранению ее экологии как главной реки России. По инициативе КПРФ были рассмотрены конкретные предложения, по которым Дмитрий Медведев сразу же дал конкретные поручения министерствам и ведомствам. Скажем, в отношении нашего «застрявшего» в правительственных согласованиях законопроекте о дистанционном обучении. Или по поводу сохранения издательства «Просвещение», по учебникам которого учились целые поколения, и которое сейчас собираются растащить. Считаю, что состоялся полезный продуктивный диалог власти и оппозиции при всех расхождениях и полярности наших подходов к стратегическим вопросам государственного курса. А начался наш разговор с беды, произошедшей на Волге. Очевидно, что ее причины носят системный характер. Страшная трагедия «Булгарии» - очередное звено и техногенной, и моральной катастрофы, охватившей страну в условиях рынка по-российски. Теплоход затонул на фоне охвативших страну лесных пожаров, регулярно падающих с пассажирами самолетов и вертолетов – с ними происходят аварии примерно каждые две недели, взрывов складов с боеприпасами в Башкирии и Удмуртии, массовой гибели людей в пермской «Хромой лошади» и при подрыве «Невского экспресса», тяжелейших аварий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская». Это лишь видимая часть того беспорядка и безобразия, что творится. Две недели назад мы на своем Пленуме рассмотрели угрозы безопасности России и предложили меры по ее прогрессивному развитию, по выходу из затянувшегося кризиса. Ключевые программные наработки по решению острейших проблем представили Президенту. Если проанализировать последние тяжелые техногенные катастрофы, аварии и пожары, то у них есть общий корень. Во всех этих случаях первопричинами трагедий оказался порочный подход собственников, у которых на первом месте не безопасность граждан, не уважение к человеку и его труду, а рвачество, тупая жажда наживы, помноженная на полное отсутствие компетентного управления и вопиющий непрофессионализм. Все эти факторы в совокупности порождают бесконечную череду горьких происшествий, которые шокируют страну и приводят к тяжелейшим последствиям. Я вручил Дмитрию Медведеву наш обстоятельный анализ проблем безопасности страны, изложил суть ключевых позиций по их решению и предложил рассмотреть наши предложения на расширенном заседании Совета безопасности. Мы подошли к той черте, когда промедление с кардинальным решением этих проблем, может обернуться уже общей бедой для страны. - Действительно, по информации Росстата, Ростехнадзора более половины российской инфраструктуры физически и морально устарела. Вот вы сказали, что с нашими самолетами и вертолетами примерно каждые две недели происходят аварии. Первый вице-премьер Сергей Иванов заявил на заседании военно-промышленной комиссии в начале этого года о том, что средний возраст магистральных самолетов достиг 18, а региональных – 30 лет. Стоит ли удивляться тому, что за прошлый год в России погибло в авиакатастрофах вдвое больше людей, чем за 10 предыдущих лет. И можно ли сомневаться в том, что их число будет расти, если за весь прошлый год в российские авиакомпании поступило всего шесть новых российских самолетов?! - По нашей инициативе состоялся разговор о состоянии дел в авиационной промышленности – одной из базовых отраслей страны. К сожалению, парк ведущих авиакомпаний России более чем на 80 процентов укомплектован импортной авиатехникой. Но закупка дешевых иностранных самолетов ведет к тому, что авиатранспорт России все больше попадает в зависимость от крайне дорогостоящего импорта комплектующих и запчастей, от столь же дорогостоящего обслуживания, ремонта и продления ресурсов в западных авиацентрах. Дело идет к ликвидации отечественного гражданского авиастроения. В 2010 году в России произведено всего семь пассажирских самолетов. Это означает гибель не только таких авиазаводов, как Воронежский, Ульяновский и Казанский, но и ряда научных школ и авиационных ВУЗов. А ведь именно авиационная наука и промышленность традиционно являются краеугольным камнем модернизации страны. Российский «Суперджет-100», о котором любят говорить в нашем правительстве, к сожалению, на 80 процентов состоит из импортных комплектующих. Одна из главных проблем нашего самолетостроения – отсутствие авиадвигателя, сопоставимого с западными по экономичности и уровню шума. Сейчас фактически монополистом в области авиационного двигателестроения являются НПО «Сатурн» («Рыбинские моторы») и холдинг «Пермские моторы». «Сатурн» производит двигатели SaM146, комплектующие для которого поставляет французская «Snecma». «Пермские моторы» изготавливают двигатели ПС-90А, а также ПС-90А2, интеллектуальные права на который частично принадлежат американской фирме «Pratt&Whitthey». Между тем, в научно-техническом «арсенале» России уже имеется практически готовый двигатель НК-93, обладающий характеристиками, значительно превосходящими по экономичности, как зарубежные аналоги, так и еще только разрабатываемый ПД-14. НК-93 имеет перспективную схему, которую только пытаются осуществить ряд зарубежных фирм, прошел значительный этап стендовых испытаний и начал этап летных испытаний. ОАО «Туполев» и «Ильюшин» выражают заинтересованность в установке НК-93 на ТУ-204 и Ил-96-400. Двигательные заводы в Самаре и Казани выполнили подготовку для его серийного производства. Этот двигатель уже отвечает всем требованиям по экономичности и экологии, которые предъявляются к перспективным авиадвигателям 2025 года. Это инновационный проект, способный резко повысить экспорт российской конкурентоспособной высокотехнологической продукции. Пока мы опережаем Запад на 10 лет, но конкуренты, изучающие российский опыт и привлекающие к разработкам наших специалистов, быстро догоняют нас. Для завершения испытаний НК-93 и подготовки серийного производства требуется два-три года и всего 2 млрд. рублей. Но, несмотря на поручения Правительства России, не были выделены даже минимальные средства для завершения летных испытаний. Я показал участникам встречи материал, подготовленный самарскими конструкторами авиационного двигателя НК-93, вручил письмо и фильм об испытаниях этого уникального двигателя. Президент заинтересовался этой проблемой, да и лидеры парламентских фракций вместе с главой государства после совещания посмотрели этот фильм. После чего Дмитрий Медведев дал конкретные поручения по изучению проблемы и поддержке самарских авиаконструкторов. Надеюсь, что разработчикам уникальной, прорывной техники будет реально оказана конкретная помощь. - Видите, не все так мрачно. КПРФ постоянно критикует и Президента, и главу Правительства, в то время как Дмитрий Медведев заявляет о том, что России нужна модернизация и в экономике, и в политической сфере. С этим соглашается и Владимир Путин. Сегодня в подмосковном Сколково создается по примеру США своя «Силиконовая долина». Разве коммунисты не согласны с этим проектом? - Сегодня КПРФ тревожит чехарда вокруг Академии наук, вокруг проблем подготовки научных кадров. Сколково это, конечно, хорошо, но все остальные наукограды страны нынче сидят на голодном пайке. В одной только Московской области 27 наукоградов, а в Новосибирске Академгородок, вообще, является образцовым. В результате нынешней политики из полутора миллионов научных сотрудников осталось 760 тысяч. Мы предложили Президенту продолжить программу поддержки молодых талантливых научных кадров с предоставлением им жилья. Наши эксперты считают: надо определить ведущие НИИ и два-три десятка ключевых университетов и создать для них благоприятные условия, чтобы они готовили кадры для экономики, промышленности и села и одновременно развивали хорошие современные научные школы. Именно здесь концентрировать необходимые ресурсы. И тогда эффект будет очевиден для экономики в целом, и для научных учреждений, в частности. Представляя позиции КПРФ на встрече с Президентом, я особый упор сделал на проблемах энергообеспеченности ключевых промышленных центров страны. Россия на пороге энергетического коллапса. У нас энергообеспеченность ведущих территорий после расчленения единой энергосистемы стала минимальной и продолжает ухудшаться. В Московском регионе, например, дефицит энергетических мощностей достиг уже 20 процентов. Жаркая и холодная погода одинаково ведут к перенапряжению и возможным тяжелым авариям. Необходимы срочные государственные меры, чтобы не допустить повторение недавнего энергетического коллапса. Мы подробно обсудили вопросы продовольственной безопасности. КПРФ настаивает на продолжении действия соответствующих национальных проектов по селу, по решению жилищной проблемы, по модернизации образования и здравоохранения. Государственную поддержку по всем этим направлениям следует наращивать, решать стратегически. Сюда надо вкладывать нефтедоллары! В 2010 году из-за роста цен на сырье бюджет получил неожиданно большие средства. Только сверхдоходы за нефть и газ составили 1 трлн 500 млрд. рублей. Они загнали 700 с лишним миллиардов в иностранные банки, но не дали ни копейки ни на одну отечественную производственную программу. Министру Кудрину доходы «не стерилизовать» надо, а вкладывать в реальное производство, инфраструктуру и, конечно же, в село. Мы могли бы продовольствием обеспечить не только свою страну, но и выйти на лучшие международные рынки. -В последние годы у нас принято считать сельское хозяйство «черной дырой». -Это совершенно неправильный подход. Сегодня на планете дефицит продовольствия испытывают 1 млрд людей, и еще 1,5 млрд – дефицит чистой пресной воды. Вложения в сельское хозяйство, обеспечение продовольственной безопасности более чем оправданы, а для нашей страны исключительно эффективны. Сегодня всем очевидно: с помощью фермерского движения решить проблемы села и производства сельскохозяйственной продукции не получилось, а коллективные хозяйства разрушены. Надо на уровне государственной политики возвращаться к широкой поддержке и воссозданию коллективных хозяйств. Мы обратили внимание главы государства на проблему обеспечения по доступным ценам горючим сельского хозяйства и авиации. Сейчас россиянам стало выгоднее из Благовещенска в Москву лететь через Китай, нежели российскими авиакомпаниями напрямую лететь в столицу с берегов Амура. Такой перелет обходится в полтора раза дешевле. Это полное безобразие, которое нужно немедленно устранять. И таких примеров немало. Зарплата в России в 8 раз меньше европейской, а пенсия – в 13 раз. При этом уровень потребительских цен приближается к среднеевропейским. Как в таких условиях выживать социально незащищенным категориям граждан? У нас даже по официальным данным растет доля бедных, причем бедность расширенно воспроизводится. В группу с трудом выживающих попадает все больше пенсионеров. - Как известно, размер пенсий вскоре будет повышен более чем на 11, а социальных пособий на 6 процентов. - Инфляция в этом полугодии составила уже 5 процентов. Если считать июнь 2011 года к июню прошлого года, то инфляция уже перевалила за 10 процентов. Это означает – никакой прибавки не будет, реальные доходы сокращаются, положение усугубляется. Сам факт того, что в стране, которая добывает 500 млн. тонн нефти, цена на солярку оказалась выше бензина, а бензин стоит дороже, чем в какой-либо стране мира, свидетельствует о том, что власть работают не эффективно. Как заявили эксперты Общественной палаты, цены на продукты в России достигли своего потолка, то есть оказались на грани покупательской способности населения. Еще немного и люди не смогут покупать то, что привыкли есть. Российский потребитель платит за продукты значительно больше, чем житель экономически развитой страны. В среднем, по данным Росстата, примерно 38 процентов расходов россиян идет на продовольствие. В тех же США эта цифра составляет около 10 процентов, в Европе – 10-20. Это связано с тем, что уровни доходов в России не столь высоки, как в других странах. Если говорить о пенсиях в такой ситуации, то их едва хватает на предметы первой необходимости. Пенсионерам, которые зачастую проживают одиноко, нужно покупать продукты питания, лекарства, билеты на городской транспорт, оплачивать коммунальные услуги, а все это дорожает не по дням, а по часам. В беседе с Президентом я отметил, что социальная деградация – отличительная черта современной России. По ООНовскому Индексу развития человеческого потенциала Россия откатилась с 15-го в 2004 году на 54 место. Сейчас мы еще ниже проваливаемся. И на таком фоне правительство внедряет «ЕГЭ-угадайку», которая девальвирует нашу систему образования, проталкивает разрушительные законы об образовании и здравоохранении, которые снимают с государства значительную нагрузку по социальным обязательствам, а эти сферы жизни коммерциализирует. - Но ведь все эти законопроекты пока отложены. - В том то и дело, что «пока отложены», после наших протестов. Мы высказали свою признательность Президенту за такой шаг, но ведь альтернативы по-прежнему пока не обсуждаются. КПРФ предлагает свой законопроект «Образование для всех», настаивает на отмене пресловутого федерального закона о коммерциализации муниципальных и государственных учреждений. Мы сообщили президенту, что будем проводить всенародное обсуждение нашего альтернативного закона об образовании. С этой целью КПРФ организует в августе на педагогических советах дискуссии по нашему законопроекту. Мы согласуем наши инициативы с лучшими специалистами в области просвещения. А в сентябре проведем большой образовательный конгресс, с участием родителей, учителей, всех, кто думает о качестве просвещения в России. Мы уверены: нас активно поддержат. До сведения Президента была доведена резкая оценка КПРФ состояния национальной безопасности страны. Она трещит по швам. Это и так называемые сердюковские военные реформы, которые уничтожают обороноспособность страны на фоне экспансии НАТО, окружающего Россию американской ПРО. И захлестнувший страну «девятый вал» коррупции и преступности, с чем правоохранительная система просто не справляется. И демографическая ситуация. Меры правительства по ее стабилизации и повышению рождаемости не дают нужного эффекта. А попытки решить проблему с помощью нарастающих миграционных потоков чреваты изменением этнического баланса в крупных городах и ростом межнациональной напряженности. У КПРФ есть свои концептуальные предложения по решению демографического вопроса. Исходный пункт здесь – гарантирование россиянам условий для полноценной жизни, а не выживания. Надо помнить: потеря контроля над национальной территорией означает подрыв всякой безопасности для всех граждан, народов и народностей нашей страны. Если в 1960 году Россия по численности населения была на четвертом месте в мире, то сегодня – на девятом. Наша страна пропустила вперед Пакистан, Бразилию, Бангладеш, Нигерию. Если и дальше так дело пойдет, то в ближайшие 20 лет мы потеряем еще 30 миллионов граждан и будем не в состоянии контролировать огромные территории, где сосредоточена одна треть мировых богатств. Все эти геополитические и социально-экономические проблемы придется решать уже новому составу Государственной Думы. Мы настроены на созидательные перемены.
|