Трудовая миграция рабочей силы из Таджикистана порождает комплекс проблем, которые требуют научного осмысления, в частности влияние заработков, отправленных рабочими мигрантами в страну основного проживания, на уровень бедности и неравенство доходов в стране-получателе этих средств. У Таджикистана есть главный вдохновляющий источник энергии и энтузиазма - это его людские ресурсы, они и страна вместе богаче, чем нефтяные скважины Ливии и Саудовской Аравии. По исследованиям ЦРУ, Таджикистан входит в первую сотню стран мира по численности населения. Количество таджикских трудовых мигрантов, выезжающих на заработки, больше населения Эстонии, Бахрейна, Кипра, Люксембурга, Мальты, Исландии, Черногории и других стран.
Масштабы миграции постоянно растут, и в этот процесс вовлечен каждый восьмой житель страны. В настоящее время, по итогам переписи населения в России 2010 года, из 194 нации и народностей, проживающих в РФ, таджики занимают 29 место, и рост составил 67,73%. Сейчас таджиков в России больше, чем калмыков, евреев, черкесов, корейцев и др. Думается, что после последней переписи (между 2010 и 2016 гг.) количество таджиков увеличилось в разы.
В Республике Таджикистан, как и в других странах СНГ, в настоящее время наиболее актуальной является проблема трудовой миграции и занятости населения. Таджикистан традиционно считается трудоизбыточной страной. Это обусловлено высоким уровнем рождаемости. С 2000 по 2013 гг. население Республики Таджикистан увеличилось на 2034,1 тыс. человек, т.е. с 6127,0 до 8161,1 тыс. человек (на начало 2016 года составила 8 миллионов 547 тысяч 400 человек, по данным Агентства по статистике при Президенте РТ).
Необходимость проведения исследований в этой области обусловлена еще и тем, что денежные средства, отправленные мигрантами, являются важным источником доходов населения и фактором экономического развития страны. Население современного мира отличает мобильность. Ежегодно миллионы людей мигрируют из страны в страну в поисках работы, счастья, лучшей доли. Миграция как трансгосударственное явление в последнее время стала играть все более заметную роль в геоэкономических и геополитических процессах.
Сегодня США планируют создание Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП) с Евросоюзом. Целью проекта является создание трансатлантической беспошлинной экономической зоны с потребительским рынком более 800 млн. человек. А это означает, что будут созданы десятки тысяч рабочих мест, потребуются кадры в огромном количестве.
Трудовая миграция — один из главных факторов, влияющих на жизнь Таджикистана, как с социальной точки зрения, так и с экономической. Соответственно, не менее важную роль во всем этом играет Россия как страна, куда на заработки едет основная часть граждан. Соответственно, изменения в миграционном законодательстве РФ не просто касаются таджикских граждан, но и имеют прямое влияние на них, их семьи и республику.
Например, в том числе из-за ужесточения законов и попадания в список не въездных сотен тысяч граждан РТ объем денежных переводов из России в Таджикистан в 2015 году по сравнению с 2014-м сократился практически в три раза. Большой интерес со стороны государства и общественности вызывают потоки денежных переводов, отправляемые мигрантами на родину. Для России миллиардные суммы денежных переводов мигрантов ассоциируются с экономическими потерям. Однако, не стоит забывать о том, что мигранты, работая в России, вносят существенный вклад в развитие экономики, который во много раз превышает сумму, выплачиваемую в качестве вознаграждения мигрантам за выполненную работу. Переводимые мигрантами денежные средства являются их собственными средствами, и перевод части личных денег является их правом. Постоянные денежные поступления мигрантов делают страну зависимой от них, тем самым, создавая нестабильность экономики.
В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ
В Европе уже давно существует дефицит кадров, а в 2030 году потребность в рабочих руках достигнет 60 млн. человек. Этот процесс затронет и таджикский рынок труда. На мой взгляд, Европа будет опираться на тех наших мигрантов, которые работают в России и в других странах. Перед нами открываются новые возможности, только нужно умело их использовать. Однако миграционные процессы в Таджикистане находятся в турбулентном состоянии. В СМИ в 2015 году появилась информация о 320 000 наших сограждан, которые попали в «черный список» ФМС РФ, то есть стали не въездными в РФ. Эта ситуация неблагоприятна для Таджикистана, необходимо принимать безотлагательные меры по ее изменению, вести переговоры с Россией, проводить информационную работу с нашими гражданами, чтобы они в будущем не стали в РФ персонами нон-грата.
Это архиважную проблему нужно решать путем переговоров, что нужно искать мирные решения, что государства должны взаимодействовать друг с другом уважительно и честно. Отношения между Таджикистаном и России - это всегда цельное творение. Они состоят из различных аспектов. Но, миграция выходит на первый план. Политические отношения важны, и они между РТ и РФ развивались так, что мы честно друг с другом разговаривали, в этом показывают пример наши президенты, что разногласия мы не отодвигали в сторону, а открыто о них говорили. Миграция в экономических отношениях играют важную роль. Затем есть культурные связи. Здесь мы друг друга подпитывали, а приносили друг другу пользу. У Таджикистана и России отношения характеризуются высокой степенью доверия, взаимной симпатии.
Можно сказать, что сегодня миграционное поле Таджикистана стабильно в своей нестабильности. Не видно позитивной динамики в решении проблем, не хватает идей, а если они и появляются, то хромает их реализация из-за отсутствия опыта и некомпетентности. Для того чтобы решить эту проблему, нужно найти решение двух задач. Первое — это постараться устранить причины, которые создали такую мощную волну миграции. Второе – создать необходимые условие для работы в стране. Поэтому у госструктур, занимающихся проблемами миграции, низкий КПД не только внутри республики, но и за ее пределами (я имею в виду деятельность представительств Минтруда РТ в РФ).
Здесь брешь, куда не ткни. Не могу не согласиться с мнением посла Кыргызстана в Таджикистане Мирослава Ниязова: «Государство не несет никаких затрат, но трудовой мигрант – это сильный волевой человек, который верит в себя, едет в дальнее зарубежье, где-то испытывает оскорбления, унижения, терпит лишения, связанные с трудовой миграцией. Тот финансовый поток, который идет от них – это сильная финансовая поддержка, и поэтому мы должны сегодня расценивать нашего трудового мигранта как наш золотой фонд». Прекрасные слова. За последние 15-20 лет Таджикистан, как и соседние государства, стал «денежно-переводозависимой» страной. Мы «подсели» на переводы мигрантов, как на наркотик.
Миграция имеет огромнейший потенциал, и если создать мигрантам определенные преимущественные условия, то страна получит большую выгоду. Миграция – это явление планетарного масштаба, сопряженное с определенными проблемами во всех странах, затронутых этим процессом. МОМ прогнозировал, что концу 2015 года сумма средств, переводимых мигрантами на родину, составит $436 млрд., в 2015 - $540 млрд. Это и подтвердилось. Движение рабочей силы между государствами было и будет всегда. Миграция сейчас составляет существенную часть жизни граждан большинства стран мира. Разумеется, массовая миграция не может состоять только из квалифицированных людей. Это нужно понимать.
Демографические процессы в современном мире таковы, что сегодня пожилые люди составляют самую быстрорастущую возрастную группу на Земле. В 2014 году годовой прирост населения в возрасте 60 лет и старше превысит темпы роста общей численности населения почти в три раза. В период с 1994 по 2014 год число людей в возрасте 60 лет и старше в абсолютном выражении увеличилось почти вдвое. Население планеты стареет. Согласно классификации ООН, население страны считается старым, если доля людей старше 65 лет в числе жителей превышает 7%. В Таджикистане в 2013 году их доля составила 4%, а в 1998 году составляла 5,4%. Даже в Китае, согласно имеющимся расчетам, население начнет сокращаться уже к 2038-2040 гг. В 2014 году совокупный показатель рождаемости во всем мире составлял порядка 2,5 ребенка на одну женщину. Сохранение на ближайшую перспективу уровня рождаемости в республике на достаточно высоком уровне, позволит республике сохранить статус донора трудовых ресурсов в будущем. Большинство молодежи в мире живет в нищете, и в общей сложности 130 млн. молодых людей являются неграмотными.
Несмотря на то, что ежегодный приток молодых кадров на рынок труда Таджикистана составляет около шестидесяти тысяч человек, республика испытывает дефицит кадров из–за низкой заработной платы. Часть молодежи получает образование и уезжает на заработки в другие страны. Экономический кризис стал причиной новой волны эмиграции из Центральной Азии. В 2015 году по программе содействия соотечественникам свидетельство на переселение в Россию в Таджикистане получили около 1200 семей. С каждым годом в республике растет количество желающих переехать на постоянное местожительства в другую страну.
В представительстве ФМС в Таджикистане говорят, что в этом году запись в очередь на собеседование и консультации идет уже на июнь. «На консультации, на собеседование обратилось именно по программе 26 с половиной тысяч человек, начиная с 2013-го года и кончая прошлым годом. Только за прошлый год это 13,5 тысяч», — отмечает Владислав Маркевич, руководитель представительства ФМС России в Таджикистане. Подать заявку подать могут бывшие граждане Советского Союза. Необходимо знать русский язык и иметь какое-то отношение к культуре России. Но самое главное – иметь хорошее образование и опыт работы.
Представители ФМС РФ говорят, что практически все соискатели имеют высшее или как минимум среднее специальное образование. Это медики, преподаватели, спортсмены, специалисты в технических областях, частные предприниматели. Все они достигли на родине успеха и имеют неплохой заработок. Но уверены, что в России их ждет лучшее будущее и большие возможности. В 2015 году по сравнению с 2014 годом в РФ приехало на 30 процентов больше высококвалифицированных специалистов.
То есть миграция, постепенно набирает новую – организационную форму. Этот тренд в ближайшем будущем станет главным движущим фактором в переселении населения. Мигрантам стало выгоднее работать в Москве официально. Количество безработных в мире в 2016 г. увеличится до 206 млн. человек. В Германии, во Франции каждый пятый брак заключается с иностранным партнером. Если ранее передовая таджикская интеллигенция создавала семьи с русскими, то эту традицию продолжают наши мигранты. Для определенного класса мигрантов из нашей страны можно легко найти работу, если они создают семью с представителями титульной национальностей. По некоторым данным экспертов ежегодно до 12.000 таджиков создают семью в РФ. Особо это хорошо удается неженатым юношам и тем, которые работают в области высшего образования и науки. Обычно, последние не могут работать в республике, ибо их уровень квалификации значительно выше, и они сами требуют такого уровня заработной платы, которая нет на предприятиях Таджикистана.
МОТ предупреждает, что мир уже столкнулся со срочной необходимостью создать в ближайшее десятилетие 600 млн. новых рабочих мест, чтобы обеспечить устойчивый рост и социальное равновесие. Исходя из этого, миграция выходит на первый план среди приоритетных вопросов мировой политики вместе с геополитикой и геоэкономикой. Почему? Во-первых, миграция – это спасение Европы, в том числе России, от спада населения. До 400 тысяч человек ежегодно получают российское гражданство. Думается, эта цифра будет расти. Около 80% естественной убыли населения России компенсирует приток мигрантов. На 25% ее территории (европейская часть страны) живет 80% населения, на 4% (Центральный федеральный округ) – 25% населения страны. Во-вторых, только мигранты могут поддержать пенсионные фонды в развитых странах. В-третьих, иммигранты из Центральной Азии могут более плотно заселить Сибирь и Дальний Восток. Времена Екатерины II возвращаются. В середине 19 в. в переделах Западной Сибири проживало почти 10.тыс. бухарцев. В-четвертых, миграция выгодна, прежде всего, принимающим странам, поскольку труд мигрантов дешевле труда собственных граждан. В-пятых, ставшие распространенными в развитых странах однополые браки, суррогатные дети приводят к сокращению населения. Во Франции уже создан целый государственный департамент, который помогает и обеспечивает тех, кто усыновляет детей из-за рубежа и, таким образом, восполняет убыль населения.
В мире начинается борьба за трудовые ресурсы точно так же, как за сланцевой нефтью сейчас. Мне думается, назрела острая необходимость в рамках ШОС, ОБСЕ провести Саммит глав государств по миграции, и мы должны выступить инициаторами. Как говорил демограф А. Вишневский: «Миграция неизбежна и будет нарастать в течение всего XXI века». Наша политика в области миграции имеет экономно-осторожный стиль и уже давно требует корректировки. Нашим законодателям необходимо принять закон о диаспорах за рубежом. Это позволить решить многие вопросы и направить взаимодействие с организациями соотечественников за рубежом из хаотичной деятельности в регулируемое русло.
Проблемы миграции есть объективная реальность, которую нужно не только принимать, но и стремиться оптимизировать. Миграция сокращает расстояния, снижает недопонимание между людьми. Тот, кто ел эмигрантский хлеб на чужбине, знает, что такое человеческие отношения, дружба, взаимовыручка, им чужды разногласия и раздоры. То, что происходит в миграционном поле в последние годы, я бы охарактеризовал как коллапс доверия между государствами и народами. Без этого доверия отношения между странами в глобальном мире немыслимы. Я вижу прямую связь между благосостоянием России и благосостоянием Таджикистана. Обе страны от этого только выиграют. Нужно доносить до населения РФ, что если вытеснить с рынка мигрантов из Центральной Азии, то на их места придут совершенно не знающие русского языка рабочие из Африки. Мы дополняем друг друга, и я крайне положительно оцениваю перспективы взаимного сотрудничества. Успех отношений как раз и заключается в том, чтобы иметь возможность разговаривать не только по тем темам, по которым стороны сходятся, но и по тем, где есть разногласия – именно этого ждут в Таджикистане. Обидчивость в дипломатии – путь никуда. Политическая близорукость является тормозом развития во всех вопросах.
ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Одним из факторов, влияющих на миграционный процесс являются денежные переводы. Поток денежных переводов все больше воспринимается как форма участия принимающих стран в перераспределении доходов, сокращение бедности и обеспечение экономического роста в странах происхождения мигрантов. Соответственно международная экономическая миграция превращается в инструмент сотрудничества между более развитыми и менее развитыми государствами, когда первые предоставляют вторым рабочие места и возможность заработка в своих странах, а вторые предоставляют первым рабочую силу, в которой те нуждаются.
Однако не сегодняшний день анализ потоков денежных средств, высылаемых таджикскими рабочими-мигрантами, на основе информации, предоставляемой учреждениями, вовлеченными в их пересылку, имеют существенный недостаток, поскольку информация не позволяет осуществлять анализ этих денежных средств, в разрезе социально-демографических характеристик трудовых мигрантов, типов поселений, куда преимущественно направляются денежные потоки, а также выявления их влияния на уровень бедности и неравенства доходов населения в стране-получателе.
Такой подход не вполне раскрывает картину неравномерного распределения доходов населения, поскольку не дает возможности определить влияние денежных переводов, отправленные трудовыми мигрантами, составляющих значительную часть располагаемых доходов населения Таджикистана, на уровень неравенства доходов. Если рассмотреть уровень бедности в республике по регионам, то самые большие уровни бедности наблюдаются в Хатлонской области и ГБАО. Наиболее благополучными регионами являются Согдийская область и г. Душанбе. На основе роста валового внутреннего продукта на душу населения показатель уровня бедности в Республике Таджикистан в 2010 г. составил 45%, в 2011 г. - 41,4%, в 2012 г. - 39%, в 2013 г. - 38,3%,6 в 2014 г. - 35,8% и на начало 2015 года 32%. Такой тренд данного показателя приводит к уменьшению оттока мигрантов из республики. На базе санкций и отрицательных политических последствий событий на Украине, Сирии сильно повлияло на экономику РФ. Отток инвестиций из России, объем которого составил 160 млрд. долл. (по западным данным 220 млрд. долл.) в экономике РФ развернулись широкие девальвационные процессы. Курс национальной валюты РФ снизился по отношению к доллару США в два раза. Доходы граждан снизились примерно на 40%, а цены возросли на 10%. Это привело к снижению оплаты труда мигрантов в два раза, и они стали лишь только окупать необходимые свои затраты, без отправления доходов на родину.
В настоящее время в период экономических кризисов и особенно введении санкции против РФ привело к снижению спроса на рабочую силу на рынке труда России. Особенно остро этот процесс отразился на Таджикистан, являющихся поставщиками рабочей силы в основном в РФ. Снижение объема внешних заработков, переводимых в страну, с одной стороны, несколько снижает уровень неравенства доходов, а с другой - увеличивает уровень бедности.
В миграции вообще все достаточно ситуативно, а потому и непредсказуемо в жизни каждого мигранта. В миграции тот, кто находится вне миграционного поля, всегда замечает больше, чем тот, кто в миграционном поле. На прогрессивную общественность обрушился немыслимый поток переживаний, разочарований, душевных подъемов и когнитивных диссонансов. Миграция, какая бы она не была в отличие от других механизмов государственного управления, которые существуют, от работы с мигрантами создаются исключительно в интересах сплочения нации на почве миграции. Это простая аксиома, которая должны понять все, но прежде всего сотрудники министерства. Для предотвращения возможных негативных социальных и экономических последствий указанных процессов необходим адекватный прогноз того, насколько изменится уровень неравенства и бедности страны, где уровень жизни зависит от потоков денежных средств мигрантов, в случае их резкого сокращения. Поэтому в срочном порядке необходимо смоделировать возможные последствия экономических санкций на наших мигрантов и на снижение объемов.
Что мы наблюдаем на мировом экономический ландшафте? Миграция - хорошая пища для таджикских размышлений. Для Таджикистана миграция – это огромный скачок в мышлении. Толкование миграционной политики является и прежде всего через денежные переводы отражением культуры той или иной страны. Мы, думали, что «само пройдет» и «само придет». Но ничего не приходило и не проходило.
Во-первых, упал потенциальный экономический рост в развитых и развивающихся странах из-за того, что бремя больших частных и государственных долгов, быстрое старение населения (например, согласно прогнозу ОЭСР к 2050 г. население в возрасте старше 80 лет составит в Японии, Испании и Германии 15% и более, а еще в 17 странах 10% и более.), а значит, повышение сбережений и снижение инвестиций.
Во-вторых, фактический экономический рост анемичен и находится ниже своей потенциальной динамики, что вызвано продолжением болезненного процесса снижения уровня долговой нагрузки — сначала в США, затем в Европе, а сейчас в крайне за кредитованных развивающихся странах.
В-третьих, экономическая политика — особенно кредитно-денежная политика — становится все менее традиционной. При этом различия между монетарными и фискальными мерами становятся все более размытыми. Кто десять лет назад слышал такие термины, как ZIRP (политика нулевых процентных ставок), QE (количественное смягчение), CE (кредитное смягчение), FG (заявления центральных банков о намерениях на будущее), NDR (отрицательные ставки по вкладам) или UFXInt (нестерилизованная валютная интервенция)? Никто, потому что их не существовало. Однако сейчас эти нетрадиционные инструменты кредитно-денежной политики стали нормой в большинстве развитых стран (и даже в некоторых развивающихся). Получая огромные средства принимающие страны учить население что сейчас самое важное: вкладываться в здоровье и образование, свое и детей.
Кризис, санкции это не вечно, рост экономики когда-то начнутся, понадобятся совершенно другие компетенции, которых сейчас у наших людей нет. Помните 90-е годы, когда кандидаты, врачи, учителя, артисты становились челноками? Это было плохо, это было по-варварски. А сейчас должны быть готовы к тому, что люди будут перемещаться по рынку труда, по всему миру, будут идти за другой работой. Россия будет перевалочной базой. Для этого нужны другие профессиональные качества и крепкое здоровье. Через сколько-то лет придут инвесторы — наши или иностранные — и скажут: мы готовы вкладывать. Но кто работать-то будет, если люди будут больные, необразованные, депрессивные? Надо заботиться о себе, во что бы то ни стало. Это сейчас самая главная задача: быть в форме, потому что ты отвечаешь за себя, за свою семью. Жизнь таджикского мигранта сложный, трудный и он длинный, ходит по тонкому льду, ведь неудачи имеют свойство прилипать к неудачам. Трудная жизнь наших мигрантов бросает их из жара в холод, а мы не смоги нормализовать "температуру". Чем сильнее раскачивается лодка – тем проблематичные ее выровнять и положить на верный курс. Иначе не выживем в глобальном мире.
И вновь вопрос: как долго может сохраняться такое положение дел, когда рынки не только игнорируют реальную экономику, но и недооценивают политические риски? Прежде чем ответит на эти, и другие вопросы сделаем маленький исторический экскурс в истории миграции.
Миграция населения из сел в города, из бедных в страны богатые и процветающие, из стран с трудными климатическими условиями в страны с благоприятными условиями стара, как история человечества, поскольку люди всегда стремятся к лучшей жизни. Более 2000 лет назад римские легионы возили тысячи рабов из захваченных территорий в Римскую Империю. В 1600-х годах с открытием Америки началась новая эпоха миграции как рабов из Африканского континента, так и мигрантов из Европы. Индустриализация и экономическое развитие в Западной Европе, Австралии и Северной Америке в течение последних двухсот лет увеличили спрос на рабочую силу, тем самым ускорили процесс миграции в страны этих регионов. Темп миграции в страны Северной Америки снизился с экономической депрессией 30-х годов прошлого столетия, но после второй мировой войны и упрощения миграционных законов вновь вырос.
Под воздействием разнообразных обстоятельств в определенные промежутки времени темп миграции в разных странах то увеличивался, то снижался. Массовая миграция населения стала характерной чертой общества второй половины прошлого столетия. Бедное население развивающихся стран, не имея возможности найти работу, дающую возможность решить социальные проблемы, было вынуждено эмигрировать из своих стран в развитые страны в поисках работы. Согласно данным ООН, в течение последних сорока лет число мигрантов увеличилось вдвое. Число международных мигрантов во всем мире выросло со 173 миллионов человек в 2000 году до 244 миллионов в 2015 году. Эта цифра включает почти 20 миллионов беженцев. Как сообщает Центр новостей ООН, 76 миллионов международных мигрантов живут в Европе и 75 миллионов - в Азии. 54 миллиона мигрантов насчитывается в Северной Америке.
Один из видов трудовой миграции, получающий все большее распространение в условиях глобализирующейся экономики, - сезонная миграция, позволяющая населению развивающихся стран каждый год на несколько месяцев эмигрировать в другие страны в поисках сравнительно высокооплачиваемой работы. Например, во время сбора урожая в США множество рабочих-мигрантов едут из Мексики за работой. В конце 19 века и в начале 20 века рабочие из Индии ехали в Бирму в период с октября по декабрь и возвращались с марта по май, для того чтобы переждать муссоны и удовлетворить сезонное увеличение спроса рабочей силы в сельском хозяйстве, в основном в рисовой индустрии. Сегодня тысячи непальских фермеров едут на северо-восток Индии в сезон посева и сбора урожая. А в Советское время из Центральной Азии на временную работу в Сибирь, молодежь привлекали на студенческие строительные работы, школьников на сбор урожая в Волгоград и Астраханскую область.
Миграция является значительным источником поступления валюты в платежный баланс Таджикистана. В платежном балансе есть специальная статья «денежные переводы работников из-за рубежа». Основные доходы, получаемые странами - донорами рабочей силы: 1) ремиттансы (от англ. remittance - дословно: денежный перевод - заработанные иммигрантами деньги, поступающие в страны, где находятся их семьи); 2) инвестиции; 3) капитал для экономического развития от стран-реципиентов рабочей силы странам-донорам; 4) налоги с экономической деятельности посредников.
Всего в мире в 2013 г. насчитывалось уже 80 стран, переводы в которые превышали 1 млрд. долл. США в годовом исчислении. Среди первой пятерки стран-получателей ремиттансов обращают на себя внимание два факта. Во-первых, присутствие среди них Франции, а, следовательно, ее особое положение в глобальной экономике в связи с экспортом специалистов. Во-вторых, занимающие третье и четвертое места Филиппины и Мексика, объем переводов, в которые составляет 36,7 и 31,0% от лидирующей Индии и 43,3 и 36,6% от Китая, несмотря на то, что население трудоспособного возраста в этих странах составляет всего 8,6% Филиппины и 10,1% Мексика, такого же населения Индии и соответственно 6,9 и 8,2% аналогичного показателя Китая.
Страны - получатели первой двадцатки и в 2013 г. превысили рубеж в 7 млрд долл. США, при этом переводы в Индию достигли 71 млрд долл. США, в Китай - 60 млрд долл. США, еще в 6 странах они были от 20 млрд долл. США и выше. Среди top-20 8 стран относятся к группе высокоразвитых - члены ОЭСР, и присутствует лишь одна страна с относительно небольшим населением - Ливан, но он вошел в группу получателей ремиттансов лишь после очередного обострения внутренней политической ситуации - в середине 2000-х гг. и, как следствие, эмиграции специалистов.
Почти половина стран - четыре из 9 с самой высокой долей денежных переводов в ВВП входит в состав СНГ, что свидетельствует, по мнению профессора Ткаченко А.А., о двух значимых фактах. Во-первых, интеграционные процессы внутри СНГ не смогли сыграть сколько-нибудь весомой роли для роста уровня жизни населения этих стран. Во- вторых, уровень человеческого капитала этих стран позволяет активной части трудоспособного населения быть востребованными за рубежом, прежде всего в рамках СНГ, и посылать большую часть заработанных средств на родину.
Среди группы рассматриваемых 9 стран следует особо выделить Таджикистан, Киргизию и Армению, где за короткий период - 2005-2013 гг., объем ремиттансов вырос соответственно в 8,9; 7,4 и 4,8 раза, что значительно превышает темпы роста в других странах. Если обратиться к статистике эмиграции трудовых мигрантов из этих стран в Россию, то прирост их численности за период 2005-2010 гг. по численности работающих соответственно составил 5,1; 7,2 и 2,3 раза, а по численности имеющих разрешение на работу - 3,5; 4,7 и 1,5 раза.
Россия за 2000-е гг., когда экономический рост сделал ее более привлекательной для мигрантов из стран с низким уровнем жизни, совершила резкий скачок в объеме ремиттансов: он увеличился в 19,5 раза с 2000 по 2010 г., что поставило Россию на 4-е место в мире среди крупнейших источников денежных переводов в развивающиеся страны. Но и в 2010-е гг. объем ремиттансов продолжал быстро возрастать, и Россия вышла на 2-е место в мире после крупнейшей экономики мира, увеличив объем переводов на 47,5% всего за три года. Разумеется, такие темпы роста не могут продолжаться даже еще три-пять лет, так как средний ежегодный темп роста в 2000-е гг. составлял 1,61%, а в 2010-е гг. - 12,15%.
Что имеем в настоящее время? Ответ на этот вопрос очень тяжелый. Потому что все семьи разные, у каждого своя ситуация — и финансовая, и житейская. Сложно дать универсальный рецепт. В ближайшем будущем количество мигрантов из Центральной Азии, приезжающих на заработки в Россию, будет увеличиваться. Особенно это касается Таджикистана и Киргизии, для которых соотношение денежных переводов от работающих в России мигрантов к ВВП стремится к 50 процентам, выяснили эксперты в совместном исследовании Евразийского банка развития (ЕАБР), авторского коллектива Программы развития ООН (ПРООН), Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ и РАН. Резкое сокращение объемов денежных переводов ограничивает рост потребления на уровне домохозяйств и может поставить под угрозу устойчивость недавно достигнутых успехов в области сокращения бедности и обеспечения всеобщего благополучия.
Предположения относительно массового возвращения таджикских мигрантов на родину в связи экономическим спадом в России не подтвердились, пишет влиятельный журнала The Diplomat. Таджикистан в значительной степени зависит от денежных переводов мигрантов из России, подчеркивая, что опасения по поводу падения объема переводов и возвращения мигрантов на родину в начале прошлого года были высокими. Отмечается, что доля возвращающихся мигрантов в мае составил всего 2%, в июне вырос до 3%, а в сентябре вновь упал до 2%. По данным Национального банка Таджикистана (НБТ), объем денежных переводов в долларовом выражении сократился на 32 процента в течение первых шести месяцев 2015 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
Согласно данным Центробанка РФ, за девять месяцев 2015 года в Таджикистан из России через системы денежных переводов поступило $1 млрд. 54 млн. В январе-сентябре прошлого года посредством этих систем из России в Таджикистан было переведено $3 млрд. 16 млн. Таким образом, объем денежных переводов из России в Таджикистан за первые три квартала 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 65,1%.
СЕГОДНЯШНЯЯ СИТУАЦИЯ
В среднем, на денежные переводы мигрантов приходится 2 процента ВВП в развивающихся странах. Благодаря денежным переводам уровень бедности населения в РТ стабильно сокращался: в 2010 г. составил 45%, в 2011 г. – 41%, в 2012 г. – 39%, в 2013 г. – 38%, в 2014 г. – 35,5%. Большую часть (55%) денежных переводов в России осуществляют мигранты из Центральной Азии, отправляющие свои небольшие заработки (менее 15 тыс.рублей.) на родину. При этом львиная доля денежных переводов в Таджикистан поступила из России, где находятся около 98 процентов таджикских граждан, выехавших на заработки за границу.
В среднем таджикский мигрант зарабатывает около 500 долларов в месяц. Значительную часть этой суммы он отправляет домой. По расчетам экономистов, благополучие примерно 56 процентов семей в Таджикистане зависит от успешной работы за границей их родственников. Опрос более 1,5 тысячи семей мигрантов, проведенный Центром стратегических исследований при президенте Таджикистана, отразил общую картину денежных расходов домохозяйств, в которых один из членов семьи находится на заработках за границей. Выяснилось, что значительная часть средств, заработанных мигрантами, в стране не задерживается. Деньги опять уходят из республики - преимущественно в Россию и Китай, откуда в Таджикистан завозятся продукты питания, одежда, нефтепродукты и стройматериалы.
В 2012 г., по примерным оценкам, только на продовольственные нужды семьи мигрантов потратили около 720 млн долларов США. Примерно такая же сумма ушла на приобретение одежды, обуви и хозяйственных товаров. Около 300 млн. долларов семьи мигрантов израсходовали на проведение традиционных мероприятий и ритуалов, включая религиозные праздники, свадьбы и похороны. По сравнению с 2009 годом выросли затраты на образование и здравоохранение, отмечают эксперты. Если еще четыре года назад на образование детей семьи мигрантов тратили около 10 процентов своих средств, то сегодня этот показатель вырос более чем в два раза. Мигранты сознательно вкладывают в обучение своих детей, чтобы те знали языки, получили специальность и могли найти себе в будущем достойное место на рынке труда. Немногим мигрантам удается откладывать на будущее. Лишь десятая часть заработанных ими денег остается в банках. За четыре года почти вдвое сократилось использование средств в качестве инвестиций внутри страны. Если в 2009 году около 14 процентов мигрантов сообщали, что вкладывают деньги в развитие собственного дела на родине, то сейчас в этом признались только семь процентов.
Как сообщает Islamnews.ru, смещение в последние годы акцента в структуре транзакций в сторону Средней Азии обусловлено стремительно растущей разницей в стоимости рабочей силы в этих странах по сравнению с Россией. И наиболее доступным механизмом транспортировки заработанных средств являются денежные переводы. Что касается Москвы, то большая часть переводов (34%) уходит в Молдавию (средний перевод 8,4 тыс. рублей), 19% — в Таджикистан (9 тыс. рублей), 10% — в Киргизию (в среднем 9 тыс. рублей), по 6 и 5% — в Узбекистан и на Украину (9 тыс. и 18 тыс. рублей соответственно). Из Санкт-Петербурга больше всего переводов отправляют в Узбекистан — 50%, средний чек равен 35 тыс. рублей. В Таджикистан отправляют в среднем 19 тыс. рублей в 15% случаях, в Молдавию — 24 тыс. рублей (14% переводов). Украина и Киргизия получают по 6 и 5% переводов соответственно, Азербайджан — 3%, Грузия — 2,5%. среди граждан, осуществляющих денежные переводы, преобладают квалифицированные рабочие, занятые в нефтегазовом секторе, а также торговцы из стран СНГ.
Как показывают данные исследования ЦСИ, 73 процента таджикистанцев в России трудятся в секторе строительства, около 15 процентов - в транспортной отрасли, оставшаяся часть - в сфере торговли и общественного питания. В системе ЖКХ таджиков почти нет, так как этот рынок занят гастарбайтерами из Узбекистана. В связи с более высокими показателями заработной платы средний перевод здесь довольно высок и находится на уровне $2 тыс. В ближайшее время на рынке денежных переводов может отразиться обсуждаемое введение визовых режимов со странами СНГ — укрепление внешних границ России является одним из условий обсуждаемого введения безвизового режима с Евросоюзом. Таджикская трудовая миграция достойно помогает и российской экономике. В 2014 году от трудовых мигрантов в постсоветские, главным образом центральноазиатские, страны поступило $13 млрд. В то же время $67 млрд получила российская экономика.
Многие в России говорят о мигрантах как о тех, кто забирает, выкачивает их деньги. В 2015 г. доходы бюджета Москвы от продажи патентов на трудовую деятельность превысили доходы от нефтяных компаний, находящихся в столице. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра нового здания многофункционального миграционного центра столицы. По словам мэра, вырученные от патентов средства за полгода окупили затраты на строительство и создание ММЦ. С созданием миграционного центра убираются многочисленные посредники, а коррупциогенность снизилась в разы. Градоначальник также отметил уменьшение преступности среди мигрантов – за два года снижение произошло примерно на 17 процентов.
По информации пресс-службы мэра и правительства Москвы, в 2015 – начале 2016 гг. трудовые мигранты в Москве получили более 455 тысяч патентов на право осуществления трудовой деятельности. При этом доходы московского бюджета от продажи трудовых патентов в прошлом году составили 11 млрд рублей. Всего же, по словам главы ФМС Ромодановского, от продажи патентов в бюджеты России в 2015 году поступило более 33 млрд рублей.
Но если мигрант отправляет один доллар в свою страну, пять долларов достается российской экономике. Внедренная упрощенная система легализации переводов денежных средств трудовых мигрантов через банки страны позволило 10 - таким системам обслуживать переводы денежных средств граждан Таджикистана из зарубежья напрямую во все регионы страны. Почти во всех областях РФ открылись корреспондентские счета таджикских банков. Достаточно сказать, что за 6 лет размер этих переводов возрос с 300 тыс. долл. США в 2001 году до 4, 3 млрд. долл. США в 2013 году. Данному процессу способствовало принятие специального постановления Правительства, которое отменяло 30 процентную пошлину, облагающую переводы и внедрение системы переводов без открытия текущих счетов, а также снижение процентной ставки за услуги от 3 до 1,5 .
Вместе с тем, пока еще нет механизма выделения из общего объема переводов из-за рубежа, только средств мигрантов. Нами разрабатываются механизм стимулирования использования средств трудовых мигрантов для открытия депозитных счетов, направления их на развитие малого и среднего бизнеса. Получается, что мигрантские миллиарды как приходят в Таджикистан, так и утекают из него. По данным Министерства финансов Таджикистана, за последние четыре года таджикские мигранты перевели на родину около 10 млрд. долларов. Однако эта колоссальная для восьмимиллионного Таджикистана сумма не сделала республику богаче.
Заставить деньги работать и приносить доход мешают разные причины. Среди объективных факторов - слишком высокие процентные ставки в коммерческих банках и слабо развитая деловая среда в таджикских регионах. «Мигранту сложно открыть на родине собственное производство из-за хронической проблемы энергодефицита. Его предприятие будет полгода простаивать, а ведь нужно платить зарплату и налоги», - отмечает директор Центра социально-экономических исследований «Стратегия» Бахор Камаров. По его словам, если мигрант и открывает свое дело дома, то бизнес его достаточно примитивен - это в основном мелкая торговля или транспортные услуги. Среди субъективных факторов, мешающих работать мигрантским деньгам внутри Таджикистана, - отсутствие предпринимательского опыта, низкая правовая грамотность, административные барьеры в бизнесе и отсутствие поддержки со стороны местных властей.
Между тем каждый мигрант, работая в России, создает рабочие места на родине. Их переводы гарантируют экономическую и социальную стабильность в Таджикистане. Но самим мигрантам подняться и стать успешными предпринимателями редко удается. Эти и другие инструменты роста традиционны и хорошо известны — бери и применяй. Если, конечно, для этого есть достаточно желания не только на словах. В начале нового года Россия ввела запрет на въезд на свою территорию 333 тысячам 391 таджикистанцу. Как сообщает пресс-служба Миграционной службы министерства труда, занятости населения и миграции Таджикистана, список граждан республики, в отношении которых Москва ввела запрет, есть во всех подразделениях миграционного ведомства страны, и все желающие перед поездкой в Россию могут с ним ознакомиться. Пресс-служба напоминает, что в прошлом году миграционные власти Таджикистана предупредили 36 тысяч 292 таджикистанца о том, что им запрещен въезд в Россию, и просили их воздержаться от поездки в эту страну. Это влияет на денежные переводы трудовых мигрантов в Таджикистан. Мы не имеем право быть равнодушными наблюдателями с холодным сердцем в отношении наших трудовых мигрантов.
Чем отличается трудовые мигранты в Москве и беженцы в Европе? Найти нелегально работающего иностранца всё труднее — Между мигрантами европейскими и теми, которые приезжают в РФ, есть одна большая разница. В Европу они приезжают за пособиями, а в Россию — на работу. И если европейцы им платят за то, что они ничего не делают, и содержат их, то здесь мигранты платят нам для того, чтобы приехать и работать здесь. Для того чтобы проживать в Москве больше трёх месяцев, нужно иметь на руках соответствующий документ и платить 4 тыс. рублей в месяц в качестве аванса подоходного налога. Плюс мигрант должен купить и медицинскую страховку. И никаких обязательств государство перед ним по социальному обеспечению не несёт. Поэтому мигранты в Москве приносят больше доходов, чем проблем. Таким образом, если обобщить, уместился в пять первоочередных пунктов.
Первый — необходимо стабилизировать общественное мнение вокруг миграции, который любит тишину, но вынужден жить в оглушительной истерике.
Второй пункт, отвечающий на вопрос "что делать?". Необходимо изменить все макроэкономические параметры. Строить прогноз по самой консервативной позиции. Уделить серьёзное внимание образованию.
Третий шаг на этом пути уважительное отношение к мигрантам. Без них Таджикистан не сможет подняться с колен, и не только он.
Четвертый шаг: Существенное облегчение условий приезда, выезда, ведения бизнеса мигрантами например, по примеру Мексики. Надо принять опыт Грузии и Малайзии и восстановить ощущения, что ты можешь заниматься бизнесом.
Пятый шаг — укрощение коррупции.
В этом вопросе нам надо учитывать турецкий опыт, например, объем бюджета Министерства образования Турции на 2013 г. превысил 21 млрд. долл., увеличиваясь ежегодно на 8 – 10%, но и не менее значительные по объемам ресурсы частного сектора и общественности. В условиях глобализации, сетевого соперничество, асимметричных вызовов и угроз турки, открыто декларируя, что «борются за сердца и души людей». В Таджикистане в течение семи минувших лет была сохранена социальная направленность государственного бюджета, ежегодно в среднем в размере 35 процентов увеличивался объем расходов на науку и образование, здравоохранение и другие социальные сферы, что в целом составило 23 миллиарда сомони. В течение предстоящих семи лет на эти цели, то есть на решение социальных проблем, за счёт всех источников финансирования будет направлено более 70 миллиардов сомони.
ПОСЛЕДСТВИЯ САНКЦИИ
Снижение объема внешних заработков, переводимых в страну, с одной стороны, несколько снижает уровень неравенства доходов, а с другой - увеличивает уровень бедности. Для предотвращения возможных негативных социальных и экономических последствий указанных процессов необходим адекватный прогноз того, насколько изменится уровень неравенства и бедности страны, где уровень жизни зависит от потоков денежных средств мигрантов, в случае их резкого сокращения.
С экономической точки зрения, этот процесс носит позитивный характер, поскольку повышает эффективность производства на макро - и микроуровнях. Однако распределение выгод и убытков между странами-донорами и странами-реципиентами рабочей силы происходит весьма неравномерно. Всего $696 млн. поступило в Таджикистан из России за первые два квартала 2015 года посредством систем денежных переводов. В частности, $362 млн. переведено в Таджикистан в первом квартале и еще $334 млн. – во втором квартале этого года. Согласно данным российского регулятора, в первом полугодии прошлого года из России в Таджикистан через системы денежных переводов поступило $1 млрд. 668 млн., в том числе $644 млн. в первом квартале и $1 млрд. 24 млн. во втором квартале.
Таким образом, объем денежных переводов из России в Таджикистан в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 58,6%. До $50 млн. могут недополучить таджикские семьи, чьим основным доходом являются денежные переводы. Напомним, Национальный банк Таджикистана поручил кредитным организациям республики, начиная со 2 февраля 2016 года, выдавать денежные переводы, поступающие в Таджикистан в российских рублях, в национальной валюте. Предписание касается только переводов в российских рублях, на другие иностранные валюты оно не распространяется. В январе 2016 г. глава Нацбанка РТ заявил, что 95% всех денежных переводов в страну поступает в российской валюте. Он также отметил, что объем переводов в прошлом году в долларах уменьшился на треть, а в рублях, наоборот, увеличился на 3% и составил около 133 млрд. российских рублей. Отметим, что на февраль 2016 г. официальный курс российской валюты установлен на уровне 0,1028 сомони за 1 рубль. На черном же рынке за 1 российский рубль в зависимости от региона дают от 0,105 (на севере республики) до 0,106 сомони (в Душанбе).
Как подсчитала Россия для всех, таким образом, исходя из курсов, установленных НБТ, и используемых на черном рынке на 3 февраля, только за счет разницы курсов получатели денежных переводов не досчитаются от 2,1% до 3% от отправленной им суммы. Если исходить из данных НБТ по переводам за прошлый год, то в денежном выражении потери получателей переводов в Таджикистане (и выгоды банковского сектора) из-за курсовой разницы за год могут достигнуть 2,8–4 млрд. рублей (около $35–50 млн.). По данным Национального банка Таджикистана объем денежных переводов физических лиц в Таджикистан извне посредством банковской системы в первой половине 2015 года составил $1 млрд. 162 млн. Объем денежных переводов по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года снизился на 32%.
Многие международные финансовые организации, в частности Всемирный банк, прогнозировали снижение размера денежных переводов в Таджикистан в 2015 году на 40-45%. Одной из причин снижения объема денежных переводов в долларовом выражении, является падение курса российского рубля. В Таджикистан в основном переводятся средства из России в рублях. Другая причина связана с ужесточением правил пребывания трудовых мигрантов на территории России с начала 2015 года. В 2003 году из России в Таджикистан было переведено примерно 4.2 миллиарда долларов или по 417 долларов на одного жителя республики в среднем. Всего же, за последние 20 лет, в Таджикистан в виде денежных переводов из-за рубежа пришло свыше 20 миллиардов долларов.
Такое уменьшение денежных поступлений в текущем году имеет место в связи со значительными колебаниями на рынках труда, в частности, с избыточностью предложений со стороны работников при одновременном снижении спроса на них со стороны работодателей. Кроме того, как считают эксперты, свою роль также сыграли инфляция и девальвация национальной валюты в России. Для сравнения следует отметить, что в Узбекистане ежегодно на одного жителя приходится 158 долларов переводов трудовых мигрантов. И это при том, что сейчас в России узбекских мигрантов больше, чем таджикских.
В целом же, по вкладу денежных переводов в национальный ВВП Таджикистан в течение последних трех лет занимает среди стран СНГ лидирующее положение. Как показали результаты исследований, каждый год мигранты из Таджикистана отправляют домой в пределах от 20 до 50 процентов своих заработков, полученных в России. Оставшаяся часть средств расходуется на питание, проживание, оформление документов, взятки, а также поддержку второй семьи.
Согласно данным экспертов, до 12 тысяч таджикских граждан каждый год женятся за рубежом. Практика показывает, что с течением времени в России остаются все больше мигрантов, которые постепенно прекращают переводить на родину часть своих доходов. Как свидетельствует статистика, примерно половина от общего числа всех таджикских трудовых мигрантов ежегодно переводит на родину от 500 до 2 тысяч долларов.
ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ПЕРЕВОДОВ
По данным компании Vesco Construction, средняя зарплата гражданина России, занятого в 2014 году на стройке черновой работой, составляет 30 800 рублей в месяц. Стоит отметить, что реальная заработная плата зависит от многих факторов: выработки, квалификации, сезонности работ и прочих аспектов. Именно поэтому зарплатная "вилка" для россиянина составляет от 25 тыс. до 36 тыс. рублей в месяц. Для России это вполне конкурентная зарплата, с учетом того, что по официальным данным Росстата среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в 2014 году составляет чуть более 26 тыс. рублей (в Москве - 46 тыс. рублей). Трудовые мигранты из бывших стран СНГ получают чуть меньше россиян, а белорусы и казахи часто работают на общих условиях с гражданами России после заключения Таможенного союза с этими странами.
Средняя заработная плата рабочих на стройках Московского региона (рублей в месяц):
Гражданство=Средняя=min=max
Китай=10 500=9000=10 000
Киргизия=12 875=11 850=13 900
Узбекистан=13 310=11 620=15 000
Таджикистан=13 275=11 550=15 000
Вьетнам=17 250=14 500=20 000
Молдова=17 350=14 700=20 000
Беларусь=24 750=19 500=30 000
Украина=25 160=20 320=30 000
Турция=29 325=23 900=34 750
Россия=30 800=25 600=36 000
Источник: Vesco Construction
Строительным компаниям рентабельнее привлекать рабочую силу из стран СНГ, сложнее из Китая и Турции и из других стран, где необходимо оформлять визы. Даже не смотря на то, что китайская и вьетнамская рабочая сила дешевле, их сложно оформлять, а также существует языковой барьер. Так что, черновыми работами на стройках, как правило, занимаются граждане Таджикистана и Узбекистана.
Мигрант и миграция светит не своим светом, а отражённым. Миграция отражает Таджикистан, как луна отражает свет солнца, но тёмной ночью капитализма не видно источника света и богатства, видны только шулеры и наглые посредники. Миграция требует математически выверенным подходом к каждому мигранту и дипломатично исполненным сценарием. Каждый случай с таджикскими мигрантами сделать должна аккуратно, вежливо с достоинством, красиво, ярко и технично. Понимать мы можем что угодно и сколько угодно, а вот чувствуем зачастую вопреки. Как говорят мы должны не переиграть, но обыграть. В любом случае, кредит доверия у миграционной службы прежний – очень высокий, но не абсолютный. Давайте разбираться с тем, что есть сейчас и как сейчас решать проблемы. А сейчас проблема это, прежде всего как регулировать денежные потоки мигрантов в пользу нашей экономики.
МИГРАЦИОННАЯ ДОКТРИНА
В Таджикистане должна быть своя стратегия или миграционная доктрина, что те процессы, которые миграционные процессы происходят в стране, они должны быть контролируемые и регулируемые со стороны государства. Вот главная задача государства. Должны быть не просто хорошо подготовленные документы, а подкрепляться конкретным анализом.
Однако, есть целая система сдержек и противовесов, то есть, не разработан работающая система, начиная от районов до правительства, НПО и СМИ, которые должны реально оценивать, ситуацию по каким специальностям на какие предприятия могут привлекаться наши граждане за рубежом. Исходя из этого приступить к подготовке на базе ПТУ, вузах, общеобразовательных школах, специальных курсах. Есть еще две базы подготовки кадров. Первое: это во время службы. Там есть возможность подготовит специалистов водителей, токарей, электриков, сварщиков и др. И второе: Исправительно трудовые колонии. Что будут делать после освобождения эти молодые люди? Их надо учить профессиям пока они там сидят. И третье. В республике более 4000 общеобразовательных школ, все эти школы после 16 – 17.00 часов пустуют. Есть преподаватели, в каждом населенном пункте есть кадры, место для организации разного рода курсов для получения профессий. Почему не использовать?..
Понятие “ миграционная безопасность” сегодня охватывает гораздо более широкое поле, чем мы привыкли. Миграция это не только перемещение из одной страны в другую страну для поиска работы, но и политические отношения, но и вопросы экономического развития, проблемы неравенства, нарушение прав мигрантов, новые формы терроризма с участием мигрантов, региональные конфликты. Думается, что отношение к мигрантам создает предпосылки для самых разных конфликтов, включая межгосударственных отношений.
Введение жёстких мер в отношении мигрантов не приносит никакого результата, а причиняет лишь вред, причем всем сторонам. Это дорога в никуда. Вместо этого жизненно необходимо бросить силы на укрепление новой глобальной миграционной системы, которая сочетала бы принципы эффективности и справедливости, рыночной открытости и социальной защищенности трудового мигранта. Думается в отношении мигрантов в России и Таджикистану есть шанс объединиться, чтобы отвечать на имеющиеся вызовы совместно объединить усилия для решения существующих проблем.
ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Причина столь быстрого роста трудовых мигрантов из Таджикистана в Россию соответственно ремиттансов на родину состоит в привлекательности «полулегального» или даже теневого труда иммигрантов в России, когда их занятость в области низкоквалифицированного и малоквалифицированного труда становится сверхвыгодной для российских предпринимателей или нанимающих менеджеров.
Подобная проблема существовала и в «миграционном коридоре» Мексика - США, но она решалась и продолжает решаться в рамках НАФТА, одной из причин создания которой была и задача регулирования миграционных потоков. Россия, напротив, начав свое существование как новое независимое государство в рамках СНГ, пошла путем регулирования трудовой миграции на основе двусторонних соглашений, уходя от создания общего рынка труда стран-членов СНГ, без которого развитие экономической интеграции просто невозможно. Нынешнее состояние СНГ как одного из экономических интеграционных объединений в глобальной экономике является ярким, но негативным примером.
1. Таджикистан имеет большую разношёрстную, не организованную диаспору, по численности превышающую некоторые национальности в РФ. Если первые мигранты, а точнее вынужденные беженцы были почти полностью образована ввиду угрозы для жизни, то вторая, или новая волна миграции формировалась в основном под воздействием разных социально - экономических факторов. Российская Федерация является основной страной проживания новых мигрантов, выезжающих как на сезонную, так и на постоянную работу.
2. Миграция рабочей силы удовлетворяет спрос на вакансии там, где ее невозможно удовлетворить за счет внутренних ресурсов. Правительства стран-доноров и стран-реципиентов рабочей силы должны контролировать потоки миграции рабочей силы. Утечка мозгов является серьезной проблемой для Таджикистана, так же как нелегальная миграция - для стран-реципиентов. Политика контроля миграции должна быть сбалансированной, для того чтобы не поощрять нелегальную миграцию, одновременно не должна быть достаточно суровой, чтоб не создавать препятствий для притока необходимой рабочей силы.
3. В нынешнем мире нет страны с абсолютно равномерным распределением доходов. Для экономического развития необходим некий естественный уровень неравенства доходов. Критические уровни неравенства доходов неблагоприятны как для общества, так и для экономики. Высокий уровень неравенства доходов населения имеет прямое влияние на миграцию рабочей силы. Чем больше неравенство, тем выше темп международной трудовой миграции. Следовательно, высокий темп международной миграции рабочей силы стимулирует большой объем ремиттансов. С другой стороны, он снижает производительный потенциал и затормаживает экономическое развитие страны-донора, но так как ремиттансы используются как инвестиционный инструмент, возможно, отрицательное влияние миграции рабочей силы будет сглажено за счет инвестиций.
4. В научной литературе не существует единого мнения о влиянии ремиттансов на уровень неравенства доходов. Важно изучить, какое влияние может оказать большой объем ремиттансов на уровень неравенства доходов в Таджикистане. С этой целью, возможно, использовать декомпозицию индекса Джини по источникам дохода. Такой анализ даст возможность раскрыть влияние ремиттансов на неравенство доходов в Таджикистане, позволит сравнить полученные результаты с аналогичными исследованиями других стран и выявить специфику Таджикистана как участника международного рынка труда. Потому что механизм регулирования миграционных процессов нужно не только развернуть, но и еще наладить, настроить, чтобы от ручного управления можно было перейти к системному, то есть перейти от стихийности к координации. Сейчас многим становится понятно, что регулирование миграционных процессов – это многоплановая сложная работа, в которой должны активно участвовать все структуры правительства, все уровни власти – от поселкового джамоата до администраций областей, городов и районов, система образования, политические партии, институты гражданского общества, правозащитники, религиозные деятели. Эта работа должна вестись не разрозненно, а, что называется, единым фронтом. Для предупреждения негативных явлений в мигрантской среде нужно действовать на опережение, вместе вести просветительскую работу, в том числе в интернете. Миграцию на все 100 процентов упорядочить невозможно, но нужно стремиться к этому. Необходимо координировать усилия по работе с мигрантами. Когда такая координация будет достигнута в каждом джамоате, городе, районе, области, тогда появится и общая результативность. Мигранты будут знать, что на малой родине их ждут и о них заботятся. Нужно в постоянном режиме мониторить и анализировать проблемы мигрантов в странах-реципиентах рабочей силы, руководители всех рангов должны быть в постоянном контакте с диаспорами, администрациями городов и районов, где работают наши мигранты. Для координации этой деятельности необходимо под председательством премьер-министра создать постоянно действующий штаб. Целесообразно создать специализированный институт миграционных исследований, а в вузах приступить к подготовке миграциологов, ввести спецкурсы по данной тематике. В республике необходимо регулярно проводить масштабные социологические исследования по разным аспектам миграции. Должна быть выработана и реализована четкая государственная миграционная политика, направленная на минимизирование негативных факторов миграции и, напротив, усиление положительных… ▲
(Публикуется в сокращении. Полный текст см.
Журнальная PDF-версия)