ДЫМ ОТЕЧЕСТВА / Пожары стали исключительно природными и почти неконтролируемыми
Елена Сазанович, ▲
«И дым Отечества нам сладок и приятен»… Сегодня вряд ли эту фразу Державина процитировал бы Грибоедов. Если только с бо-о-льшой издевкой. Хотя Отечество действительно в дыму. И дым этот не сладок, а гадок. И на Отечество уже по большому счету всем плевать. А по-гамбургскому – этого Отечества нет для нас. Оно для кого-то существует, конечно. У кого другие счета. Не гамбургские, а швейцарские. И кто сводит счеты с Россией.
А Отечество в дыму. Оно пылает и сгорает у нас на глазах. И никто. Никто не может ему помочь. И мы отводим глаза от дыма. И задыхаемся от дыма. И давимся дымом своего Отечества.
Впрочем, страна давно уже горит. Но, видимо, чтобы осознать это, нужен настоящий пожар. Не образ раздавленной и униженной Родины, а настоящее пожарище. И оно случилось. Репортажи с мест тушения лесных пожаров напоминают фронтовые сводки. Дотла сгорают деревни, огонь подступает к городам… На сегодняшний день – уже полторытысячи сгоревших домов и тысячи людей без крыши над головой. А еще – десятки (полсотни) погибших. А еще в Подмосковье от лесного пожара в Коломенском районе сгорела крупная военная база (база хранения авиационно-технического имущества Военно-морского флота РФ) с большим количеством разнообразной техники ( 200 единиц авиатехники на сумму примерно 20 млрд рублей). Что вообще недопустимо. Ничего, допустили. Или кто-то хотел, чтобы допустили? Допустимый абсурд абсурдного государства.
Посмотрите на нашу Родину! Посмотрите же! Не отводите глаза! Черные выжженные поля, на которые падает, падает белые хлопья пепла. И солнце, покрывшись гарью, от нас отвернулось! И листва не шуршит на ветру. И птицы больше не поют. И дятлы не стучат по деревьям. И дома в руинах. И люди не возделывают свои сады. А вроде бы не было войны… Не было ли?
Горят не просто леса. В один миг сгорели ценнейшие богатства страны, накопленные столетиями. «Лес богаче царя». Горит наша атмосфера, наш воздух, наш климат. Горит красота, доброта, радость, единственные места, где мы можем спрятаться хоть на время от нашей так называемой жизни. Вернее, от ее выживания. Где еще жизнь может быть настоящей. Сожжено утро в лесу. И сожжена ночь, где поют соловьи. Которые сожжены тоже. И березовый сок тоже сожжен. И ягоды сожжены, и грибы. И муравьи, букашки, и бабочки. И человеческий труд. И совесть.
Горят не просто животные. Горят наши друзья: настоящие. Горят те, кто думал, что еще можно спасти планету от ее равнодушия, от ее наглости и само влюбленности. Горят те, кто хотел петь для вас. Кто хотел, чтобы вы рассмеялись при его виде. И даже те, кого вы можете затоптать ногой. Илы выстрелить. Мы не знали их и не приручили. Но им это не нужно. Особенно теперь…
Горят не просто дома. Горят фотографии на стене, наверняка драгоценные фотографии, где кто-то в обнимку, а кто-то уже нет. Горят салфеточки, статуэтки, иконки, в углу. Горят письма. И книги. Горит сад, который люди взращивали годами, горит собачья будка и даже свинарник… А, вообще горит просто жизнь! Горят наши с вами традиции. Наша история.
А еще горят люди…Целые человеческие судьбы! Люди тоже горят, и их наверняка больше, чем нам предоставляет статистика. Ничего, меньше людей, меньше проблем, особенно на окраине! Из-за жары и смога растет смертность. Сильно растет…
Пусть все горит гаром. Не хочется повторять жареные факты, но в воздухе действительно пахнет жареным. Но почему? И для кого? Горит Родина…
Наполеон и тот бы в недоумении смотрел бы на эту пылающую. Картину.
Вроде бы и враг не подступает.
И вроде бы на дворе XXI век. А тушат ведрами и лопатами.
И Гитлер бы от удовольствия потер ручонки. И Хатыни не надо!
В который раз вспоминается великий Чернышевский. Кто виноват? А, знаете, никто… Как всегда у нас…
Эти пожары трусливо и поспешно обозвали «природными». Не сразу. Через несколько первых катастрофических дней, когда стало ясно, что на забрасывание стихии шапок катастрофически не хватает. Уже не торфяные, не лесные, не просто пожары. А природные! Мол, во всем виновата природа. Мы тут ни при чем. Это природа вытворяет, что ей заблагорассудится! Хочет – топит, хочет – сжигает. И если судить, то только ее. Мы – люди маленькие. В периоды бедствия как-то все сразу вдруг хотят стать маленькими людишками. Этакими невидимками. Как удобно! И опять – отвечать некому. Это в кабинете можно быть большим и толстым. И в Куршевеле можно тоже.
Ну что ж, давайте судить природу. За все. За то, что она нас кормит и поит. За то, что мы дышим. За то, что отдыхаем. За ее восходы и заходы. За ее дожди и снега. За ее ветер и воздух. За ее птиц и зверей. За человека. Давайте судить. За то, что ее можно пнуть ногой, расстрелять из охотничьего ружья, завалить мусором, продать и перекупить, и – в конце концов – сжечь! Давайте судить природу. За ее леса в том числе, которые не раз выручали во времена тяжелейших войн, за ее партизанские тропы. Давайте судить. Она все равно не ответит. Она молчаливо примет все, что мы с ней сделаем
ИЗ ИСТОРИИ: В недавнем советском прошлом борьбу с пожарами контролировало непосредственно Политбюро ЦК КПСС, а возглавлял лично министр обороны СССР маршал Гречко. Четко и слаженно работали местные и территориальные органы власти. Среднее звено управленцев составляли в большинстве случаев фронтовики в возрасте 50-55 лет. Местные власти занимались мобилизацией людей, привлекая технику и средства предприятий на своей территории, и самостоятельно вели борьбу с пожарами, не ограничиваясь докладами наверх. Фактически, при всей декларируемой сегодня сверхцентрализации СССР, борьбу с пожарами вели все звенья управления - от Совмина до районного исполкома. В СССР отсутствовала такая структура как МЧС, и привлечение армии к тушению пожаров выглядело абсолютно логичным, тем более, что именно военное ведомство ведало вопросами гражданской обороны. В настоящее время вопросами гражданской обороны официально ведает МЧС, и, тем не менее, как выясняется, их ресурсов не хватает на тушение пожаров. Одной из главных причин пожаров стало разрушение сложившейся при СССР системы профилактики пожаров. Надзором за лесами занималась гослесохрана, отвечавшая в том числе и за профилактику пожаров, заключавшуюся в создании просек, прокладке дорог, опашке лесов, уборке сухостоя и так далее. Существовала также авиация лесоохраны, на самолетах Ан-2 и вертолетах. Они не могли сбрасывать на очаги пожаров десятки тонн воды, но в их задачу это не входило. Главная задача «лесной авиации» заключалась в своевременном обнаружении мелких очагов пожара, которые можно было тушить даже с помощью огнетушителей. Так, в жаркий сезон лесоохрана закрывала леса, запрещая въезд туда на автомашинах, контролировала места организованного отдыха и отлавливала нарушителей - за разведенный костер можно было поплатиться реальным тюремным сроком
Такая система позволила сделать крупные лесные пожары в Европейской России редкостью. Это бедствие стало в основном уделом малонаселенных таежных пространств.
Разрушение советской системы охраны лесов началось в перестройку. В настоящее время лесная охрана де-факто исчезла. Вместо 70 с лишним тысяч лесников осталось 12 тысяч инспекторов, три четверти рабочего времени которых занимает бумажная работа. Полностью исчезла авиация лесоохраны. Охрана леса была передана Росприроднадзору, который не справляется с профилактикой пожаров - в силу недостаточности сил и выделяемых средств.
Особенно ситуация ухудшилась с принятием нового лесного кодекса, вступившего в силу в 2007 году. Функции по защите лесов от пожаров и борьбе с ними были переданы в ведение региональных органов власти, но они для этого не имеют ни соответствующего материального и финансового обеспечения, ни возможности отслеживать ситуацию, прогнозировать ее и координировать усилия различных регионов.
В нынешней ситуации очевидно, что МЧС остро не хватает имеющихся самолетов - всего четыре Бе-200 (из них - три работоспособных), и такое же число транспортных самолетов Ил-76, которые могут использоваться для тушения пожаров с помощью выливных авиационных приборов ВАП-2, вмещающих до 42 тонн воды…
Разницу в эффективности противопожарной ситуации можно наблюдать на примере Белоруссии, где в условиях столь же жаркого лета и при наличии обширных лесных пространств ситуация с пожарами практически не отличается от нормальной благодаря сохранившейся советской системе лесоохраны...
В общем, бейте в рынду! И в колокола. Только это и остается. А еще молиться…
Как горько плакали о церквях, уничтоженных плохими старыми большевиками. Хорошие новые бизнесмены понастроили много церквей. И теперь с утра до вечера там молятся о взорванных домах и вагонах метро, о погибших в «локальных» войнах, об умерших от отчаяния и бессилия… Да мало ли о чем! Каждый день в нашей стране можно молиться за упокой! Сейчас вот о сожженных людях, о сожженной природе, о сожженной стране. Церквей станет еще больше, наверняка. Поскольку грехи возрастают. Только кто в них будет молиться? И будет ли кому молиться вообще…
Государство в очередной раз призналось в собственном бессилии? Или мы что-то не понимаем? Вдруг все гораздо страшнее. Вдруг в очередной раз оно показало свое всесилие…
«Если не принимать дополнительных мер, в любом случае, на восстановление уйдут сотни лет», - сказал руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис Михаил Крейндлин.
«Если лес пройден верховым пожаром, то в первые годы после пожара там будет лишь пустыня», - отмечает координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы России Николай Шматков.
А будут ли восстанавливать лес? И будет ли пустыня?.. Или мы увидим там просто очередной русский Куршевиль. С безумными особняками, безумной роскошью, безумными развлечениями и безумной охраной их безумной, наглой, бессовестной жизни. Поверьте, они уж точно не допустят пожаров. Они в огне не сгорят и в воде не утонут. Им всегда есть чем тушить и чем крыть. Нас. У них не только рында в наличии, и не только спасательные круги, и не только бронежилеты…
Такое ощущение, что мы все время живем в дыму. В какой-то фантастической, неарифметической, ненаучной, сдвинутой жестоким временем и жестокими людьми, реальности. Задыхаемся, мучаемся, но живем. В бесконечном дыму. А огня нет. Но дыма без огня не бывает. Возможно, этот огонь еще только разгорается… В наших измученных, но равнодушных сердцах. И разгорится… А вот дым уйдет. И вот что тогда будет? Если останется только огонь...
ИЗ НОВОСТЕЙ: С территории ЗАТО "Саров", где расположен Российский федеральный ядерный центр, вывезены все взрывоопасные вещества, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление главы "Росатома" Сергея Кириенко. Таким образом, опасности радиационного взрыва в связи с бушующим рядом с ЗАТО пожаром, нет. В то же время, риск возникновения пожара на территории центра сохраняется
А 65 лет назад 6 и 9 августа 1945 года Штаты завершили Вторую мировую античеловеческой ядерной «утюжкой», уничтожив два японских города – Хиросиму (Hiroshima) и Нагасаки (Nagasaki). Это единственный в истории человечества пример боевого использования ядерного оружия. Причем официально объявленной целью стал посыл принудить к капитуляции Японию.
Эта ядерная бомбардировка унесла жизни более чем 300 тысяч человек. О чудовищных последствиях этой чудовищной бойни знает и помнит весь мир… На каменном надгробье в хиросимском Парке мира высечена клятва: «Спите покойно, это не повторится!»
Не повторится, если и дальше будем помнить… И знать… Что наша планета одна на всех… И все должны быть за нее… Но почему-то все реже об этом уже вспоминают…
ПОСЛЕДНЯЯ ХРОНИКА:
Концентрация угарного газа в Москве превышает ПДК в 6,5 раз
13:05 Концентрация угарного газа в московском воздухе в субботу днем уже превысила предельно допустимый уровень более чем в 6,5 раза, сообщила специалист Государственного природоохранного учреждения (ГПУ) «Мосэкомониторинг». Причиной ухудшения экологической ситуации стали горящие в Подмосковье торфяники и леса. Специалисты поясняют, что главную опасность для здоровья людей сейчас представляют мелкие взвешенные частицы в воздухе размером с 10 микрон. Глубоко проникая в дыхательную систему, они не выводятся, а накапливаются, влияя на здоровье и продолжительность жизни человека. По данным «Мосэкомониторинга», в эту пятницу, которая стала самым задымленным днем в 2010 году, концентрация угарного газа в воздухе превысила предельно допустимый уровень в пять раз, содержание взвешенных частиц — в три. По прогнозам синоптиков, столичным жителям предстоит дышать гарью как минимум до вторника, пока жаркий юго-восточный ветер, приносящий дым в столицу, не сменится западным. «Ситуация не улучшилась. В настоящий момент максимальные концентрации загрязняющих веществ — "индикаторов горения” — составляют: угарный газ — в 6,6 раза больше предельно допустимых концентраций, взвешенные вещества в 2,2 раза выше предельно допустимых концентраций, концентрация углеводородов составляет 6,2 миллиграмм на кубический метр», — сказала собеседница агентства.
Иностранные посольства эвакуируют из Москвы своих сотрудников
10:16 Ситуация, складывающаяся в Москве, стала поводом для эвакуации сотрудников посольств Канады и Польши. Высокий уровень загрязненности воздуха, как одно из последствий лесных пожаров, стал поводом для принятия решения об эвакуации членов семей дипломатов и не высокопоставленных сотрудников посольств этих стран. Стоит отметить, что окончательное решение было принято после того как глава МЧС Сергея Шойгу заявил, что в Брянской области из-за пожаров может повыситься уровень радиации. Высокий уровень задымленности уже давно сделал столицу России мало пригодной для жизни – показатели угарного газа в московском воздухе в несколько раз превышают максимально допустимые нормы, а смог висящий над городом круглые сутки не дает возможности продохнуть без опасения за свое здоровье.
Эвакуируется «подмосковный Версаль»
15:45 МОСКВА, 7 августа. Тревожные новости приходят из музея-усадьбы «Архангельское». Как сообщила радиостанции «Эхо Москвы» очевидец, журналистка «Эха Абакана» Яна Метельская, там проводится эвакуация. Получить какие-либо комментарии от сотрудников музея-усадьбы или ГУВД пока не удалось. Государственный музей-усадьба «Архангельское», расположенный в Красногорском районе Подмосковья, был открыт открыт 1 мая 1919 года. Уникальность музея — в сохранении на своем историческом месте архитектурно-паркового ансамбля и художественных коллекций. Дворцово-парковый ансамбль эпохи классицизма и богатейшие художественные коллекции снискали усадьбе «Архангельское» славу «подмосковного Версаля». С конца XVII века усадьба принадлежала князьям Голицыным, а с октября 1810 года до революции 1917 года — коллекционеру и меценату князю Н. Б. Юсупову (1751 – 1831) и его потомкам. Строительство и украшение усадьбы связано с именами архитекторов Герна, Тромбара, Петонди, Гонзага, Бове, Клейна. В коллекции живописи представлены произведения крупнейших западноевропейских художников XVII – XIX веков — А. Ван Дейка, Д. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ю. Робера и других. В собрании декоративно-прикладного искусства – художественная бронза, часы, мебель, изделия юсуповского фарфорового завода в Архангельском (1820-е – 1830-е гг.) и основных европейских мануфактур XVIII — ХIX веков. К юсуповскому собранию восходит коллекция скульптуры (VII век до н.э. — начало ХХ века). Гордостью музея является фонд редких книг – самая обширная из всех усадебных библиотек (более 16 000 томов русских и западноевропейских изданий XVI — ХIХ веков).
Число жертв природных пожаров в РФ возросло до 51
11:13 МОСКВА, 7 авг — РИА Новости. Число погибших в результате природных пожаров, бушующих в ряде регионов РФ, возросло до 51. По данным на утро минувшего четверга управление МЧС РФ сообщало о 50 погибших. Ранее в субботу представитель пресс-службы территориального управления МЧС сообщил РИА Новости об обнаружении 22 жертвы природных пожаров в Нижегородской области: тело женщины было найдено при разборе сгоревших домов в селе Верхняя Верея Выксунского района. В центральной России и Поволжье с середины июня стоит небывалая жара — днем температура поднимается до 40 градусов. Из-за жары и засухи в регионах сложилась чрезвычайная пожароопасная обстановка. Всего с начала пожароопасного периода 2010 года на территории Российской Федерации возникло 25,28 тысячи очагов природных пожаров, что в 1,2 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года (19,791 тысячи очагов), сообщает в субботу МЧС РФ. Общая площадь возгорания — 751,907 тысячи гектаров (967,573 тысячи в 2009 году). Для тушения лесных пожаров привлекалось 161,876 тысячи человек, в распоряжении которых 26,384 единицы техники, в том числе 56 воздушных судов.
"Коммерсант" (07.08.2010): "Едкий дым от лесных и торфяных пожаров вчера вновь окутал Москву. Допустимая концентрация ядовитых веществ в воздухе была превышена уже в пять раз. Проблемы сразу возникли и на земле, и на воде, и в воздухе. Десятки рейсов из-за плохой видимости были задержаны во всех трех столичных аэропортах, а по Москве-реке было остановлено движение судов. Синоптики прогнозируют, что дымно в столице будет до вторника. Врачи советуют гражданам принимать антиоксиданты и по возможности покинуть город хотя бы на несколько дней. Мэр города Юрий Лужков - в отпуске..."
Новая запись в блоге Дмитрия Медведева в связи с тяжёлой ситуацией, складывающейся в регионах, где продолжаются пожары 2 августа 2010 года, 18:30
Перечень поручений Президента РФ по ликвидации последствий пожаров и оказанию помощи пострадавшим 30 июля 2010 года, 18:50
|