ГЕОПОЛИТИК▲ Среда, 27.11.2024, 23:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Главредная колонк▲

ГЕОПОЛИТИКА
Сергей Александрович Есенин.
Избранное избранного

21 сентября (3 октября) этого года исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, а 28 декабря исполнится 90 лет со дня его трагической гибели... Биография, написанная им, нарочито прозаична. Нарочито лаконична. Умещается в пару страниц. Он сам так захотел. "Что касается остальных "автобиографических сведений, - они в моих стихах". Он так хотел, чтобы его читали, а не изучали. Пожалуй, ничья воля не была так нарушена, как воля Сергея Есенина. Его жизнь не просто раздраженно рассматривали под лупой. Не просто невростенично разглядывали под микроскопом. Любовь его топтали. Над трагедией судьбы глумились. Над душой просто измывались. А его гений забрасывали грязью. И более того - его судьбу судили! Кто?! Не судимы - да не судимы будете... Но как правило судят те, кто более всего суда достоин. Исторического. Нравственного. Какого угодно суда... Его биография - нарочитый протест против своих стихов. Есть поэты, бесцеремонно вторгаться в жизнь которых не стоит. Это поэты, которых поцеловал ангел. Оставив им право на неангельскую жизнь. А у кого она ангельская? Пусть тот бросит в Есенина хоть один камешек... Даже если он дорого стоит... Извините, Сергей Александрович. Гений не прощается. Ни в прошлом. Ни в настоящем. Ни в будущем. Такова плата толпы негениев...
Полностью материал
читайте на главной странице

ГЕОПОЛИТИКА



Страна потерянной мечты



Карта мира лучше карты войны



Война без войны



Берегитесь детей!..



Минуты молчания


Информ.партнеры

VII

Московский

РОССИЙСКИЙ

VII


 

Владимир Путин: «Мы всегда будем помнить, что именно Россия, Советский Союз сорвали человеконенавистнические, кровавые, надменные планы нацистов, не позволили фашистам завладеть миром. Наш солдат отстоял свободу и независимость, защищая свою Родину, не жалея себя, освободил Европу и одержал победу, величие которой навеки останется в истории… Мы помним, что значит трагедия войны, и сделаем всё – всё, чтобы никто и никогда не посмел её вновь развязать, не угрожал нашим детям, нашему дому, нашей земле. Сделаем всё для укрепления безопасности на планете. Победа в мае 45-го – это набат, утверждающий жизнь без войны, это святой символ верности Родине, которая живёт в каждом из нас, символ единства многонационального народа России, его безграничной преданности своим корням и своей истории…»

Москва. Военный парад в честь 68-й годовщины Великой Победы. 09.05.2013

▼OX POPULI

ГЕОПОЛИТИКА

Изоляция России?
Каждый второй россиянин (50%) считает, что изоляция России от Запада крайне маловероятна, а 13% наших сограждан уверены, что это практически невозможно. В свою очередь, около четверти опрошенных (28%) склонны полагать, что подобный сценарий вполне возможен, а 4% участников опроса заявляют, что это непременно произойдет. Вероятность подобного развития событий чаще других допускают жители Москвы и Санкт-Петербурга (34%) и сторонники непарламентских партий (38%). В случае если Россия окажется изолированной от западного мира, это никак не повлияет на нашу страну - таково мнение 47% наших сограждан. Данную точку зрения разделяют как молодые люди (46% 18-24-летних), москвичи и петербуржцы (45%), так и респонденты в возрасте 45-59 лет и жители малых городов (47%). Больше других в этом убеждены сторонники «Справедливой России» (54%). Однако 46% респондентов все же прогнозируют те или иные перемены для российского государства. При этом более четверти опрошенных (29%) опасаются отрицательных последствий изоляции России от Запада, и в первую очередь об этом упоминают молодые люди (34% от 18 до 34 лет), а также респонденты с невысоким доходом (35%). А 17% респондентов ожидают только положительных результатов. Плюсы подобного положения отмечают, прежде всего, жители обеих столиц (24%) и приверженцы КПРФ (22%).
[ ВЦИОМ, 23.04.2014]

Стрны Геополитики
ГДЕ ЧИТАЮТ "ГЕОПОЛИТИКУ":
Россия. Украина. Беларусь. США. Латвия. Казахстан. Болгария. ФРГ. Армения. Чехия. Великобритания. Польша. Канада. Бразилия. Исландия. Молдова. Мексика. Азербайджан. Кыргызстан. Франция. Новая Зеландия. Испания. Сербия. Швеция. Финляндия. Венесуэла. Грузия. Израиль. Италия. Аргентина. Финляндия. Китай. Узбекистан. Австралия. Литва. Эстония. Румыния. Португалия. Кот-д*Ивуар. Ирландия. Вьетнам. Босния и Герцеговина. Норвегия. Греция. Хорватия. Республика Корея. Венгрия. Австрия. Турция. Сирия. Нидерланды. Египет. Швейцария. Туркмения. Бельгия. Ливия. Япония. Южная Корея. Малайзия. Словакия. Индия. ОАЭ. Таджикистан. Ливан. Таиланд. Кипр.

Сттинформбюро

ГЕОПОЛИТИКА

82,3 процента
Таков рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина, который вышел на новый максимум в конце марта, зафиксированный ВЦИОМ. Столь высокий уровень одобрения работы президента связан, в первую очередь, в связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации и тяжелой обстановкой в Украине (эти события назвали главными за прошедшую неделю 71% респондентов). Одобрение деятельности президента РФ продолжает расти второй месяц подряд. Так, за неделю перед опросом рейтинг Путина вырос с 75,7% до 82,3%, а с начала года – на четверть (с 60,6% в январе до 74,4% в марте). Таким образом, данный показатель существенно приблизился к значению шестилетней давности (82,9% в феврале 2008 г.). Жители Москвы и Санкт-Петербурга, в целом, склонны давать более низкую оценку работе президента, чем россияне в среднем, однако в последние месяцы уровень одобрения работы Владимира Путина среди москвичей и петербуржцев также значительно вырос, а к опросу достиг рекордных значений за шесть лет - 81,5%. (ВЦИОМ, 27.03.2014)


Шахматная доск


Неолибералы против Путина



России нужна новая Военная доктрина



У России и НАТО нет доверия



Чтобы выжить человечеству надо измениться


Стртегия будущего


Умственное падение общества



Детский подход к госполитике



Сбой в политической системе



Нужна ли Медведеву своя партия?


Конспирология


Призрак фашизма бродит по миру



Саакашвилизация Грузии



Внеблоковые маневры Украины


Ближнее зрубежье


Польша - на понижение евроинтеграции



"Дальняя дуга" Беларуси



Катыньстрофа



Марши эсэсовцев


Политэкономик


Россия может распадаться до средневековья…



Приоритеты отдаются «громким» проектам



С Камчатки некоторые возвращаются…


Пртнеры
Международный Институт Институт БЕЛЫЙ ПОИСК РУССКОЕ ПОЛЕ


РУССКИЙ STIL-2011

еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм

ДОМИК КИНО Елизаветы Трусевич
СтоЛент
 

GEOCATACLYSM

Content on this page requires a newer version of Adobe FlashPlayer.

Get Adobe Flash player



ЧЕРОМАФИЛЬМ 




Главная » 2013 » Март » 3 » АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
14:44
АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА: НАЧАЛО 80-ЫХ
Вячеслав Дашичев, доктор исторических наук, профессор
ОБ ОДНОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКЕ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ НА РАССМОТРЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Ю.В. АНДРОПОВА...

Резкое обострение конфронтации между СССР и коалицией западных держав в конце 70-х годов поставило перед советским руководством ряд кардинальных вопросов совершенствования советской внешней политики. Наступление на позиции Запада требовало громадного перенапряжения материальных и духовных ресурсов страны, превышавшего ее возможности. Для обеспечения коммунистической мессианской экспансии и ведения холодной войны Советский Союз расходовал от 15% до 30% своего ВВП (США примерно 5%.). Это грозило подорвать экономические основы существования страны. Советское руководство грубо нарушало фундаментальный принцип внешней политики, сформулированный еще Клаузевицем, - поставленные внешнеполитические цели должны строго соответствовать имеющимся материальным ресурсам и международным условиям. 
Однако вместо того, чтобы смягчать напряженность в отношениях с Западом и снизить давление не только на экономику Советского Союза, но и его партнеров по Организации Варшавского Договора, в конце 70-х годов Кремль пошел на обострение этой напряженности. Размещение на позициях советских ракет SS-20 в Европе и последовавшее ответное решение НАТО от 12 декабря 1979 г. об установке в Европе американских ракет «Першинг-1» и «Першинг-2», а также крылатых ракет, способных долететь до Москвы в считанные минуты, ввод советских войск в Афганистан, попытки Кремля расширить советское влияние в третьем мире – все это привело к подрыву разрядки и резко обострило политическую и военную конфронтацию. Лишь угроза взаимного уничтожения удерживала стороны от открытого столкновения.
Критическая оценка этих неразумных шагов советского руководства, их влияния на международную ситуацию и на положение стран социалистического содружества была дана в моей аналитической записке «Некоторые соображения о внешнеполитических итогах 70-х годов». 15 января 1980 г. она была отправлена директором Института экономики мировой социалистической системы АН академиком О. Богомоловым в ЦК КПСС. Особое внимание в ней было уделено войне в Афганистане, начатой в конце декабря 1979 года:
«Введением войск в Афганистан наша политика, очевидно, перешла допустимые границы конфронтации с Западом в «третьем мире». Выгоды от этой акции оказались незначительными по сравнению с ущербом, который был нанесен нашим интересам:
1. В дополнение к двум фронтам противостояния — в Европе против НАТО и в Восточной Азии против Китая — для нас возник третий опасный очаг военно-политической напряженности на южном фланге СССР, в невыгодных географиче¬ских и социально-политических условиях, где нам придется иметь дело с объединенными ресурсами США и других стран НАТО, Китая, мусульманских государств и повстанческой армии афганских фео¬дально-клерикальных кругов, обладающих сильнейшим влиянием на
афганский народ. Впервые после Второй мировой войны мы оказались перед возможной перспективой локального военного конфликта, в котором, в отличие от корейского, вьетнамского и других, нам придется воевать собственными войсками. В связи с этим возрастает угроза военной эскалации;
2. Произошло значительное расширение и консолидация антисоветского фронта государств, опоясыва¬ющего СССР с Запада до Востока;
3. Значительно пострадало влия¬ние СССР на движение неприсоеди¬нения, особенно на мусульманский мир;
4. Заблокирована разрядка и ликвидированы политические предпосылки для ограничения гонки вооружений;
5. Резко возрос экономический и технологический нажим на Со¬ветский Союз;
6. Западная и китайская пропа¬ганда получила сильные козыри для расширения кампании против Со¬ветского Союза в целях подрыва его престижа в общественном мнении Запада, развивающихся государств, а также социалистических стран;
7. Афганские события, как и кам¬пучийские, надолго ликвидировали предпосылки для возможной нор¬мализации советско-китайских отно¬шений;
8. Эти события послужили катали¬затором для преодоления кри¬зисных отношений и примирения между Ираном и США;
9. Усилилось недоверие к советской политике и дистанцирова¬ние от нее со стороны СФРЮ, СРР и КНДР. Даже в печати ВНР и ПНР впервые открыто обнаружились признаки сдержанности в связи с акциями Советского Союза в Аф¬ганистане. В этом, очевидно, нашли свое отражение настроения обще-ственности и опасения руководства указанных стран быть вовлеченными в глобальные акции Советского Союза, для участия в которых наши партнеры не обладают достаточны¬ми ресурсами;
10. Усилилась дифференцированная политика западных держав, перешедших к новой тактике активного вторжения в сферу отношений между Советским Союзом и другими социалистическими странами и открытой игре на противоречиях и несовпадении интересов между ними;
11. На Советский Союз легло новое бремя экономической помощи Афганистану.
Таким образом, эскалация проти¬воборства между СССР и западны¬ми державами, а также Китаем в «третьем мире» поставила к концу 70-х годов под угрозу важнейшие завоевания политики разрядки. На дальнейшее наращивание нашего военно-политического наступления в «третьем мире» Запад будет отвечать все большим сползанием назад в «холодную» или «полугорячую» войну и резким усилением давления на Советский Союз по всем лини¬ям — политической, экономиче¬ской, военно-стратегической и про-пагандистско-психологической. По¬степенному возвращению к полити¬ке разрядки могло бы способство¬вать свертывание нашей военной активности в «третьем мире», если, конечно, кризисные ситуации не перекинутся на другие регионы, особенно в Восточную Европу. При¬нятие подобного курса предполага-ет значительное расширение эконо¬мических, научно-технических и культурных отношений с развивающимися странами, т. е. перенос центра тяжести на использование мирных средств повышения влияния социализма в «третьем мире» и под¬держки молодых развивающихся государств.
В создавшейся ситуации дальней¬шее развитие процессов разрядки представляется маловероятным без решения афганского кризиса на компромиссной основе. Можно предполагать, что Вашингтон, про¬должая показную пропагандист¬скую кампанию против «советской интервенции», вместе с тем поста¬рается максимально использовать присутствие советских войск в Афга¬нистане для подрыва международ¬ных позиций СССР. В таком случае США рассчитывают получить ред¬костную возможность навязать Со¬ветскому Союзу затяжную изнури¬тельную войну с афганскими по-встанцами в исключительно небла¬гоприятных для него условиях, оставаясь сами в положении «треть¬его радующегося». В этом, однако, позиции Вашингтона расходятся с мнением правительств Франции, ФРГ и других западноевропейских государств, считающих, что подоб¬ный курс в корне подорвет разрядку и что поэтому надо искать взаи¬моприемлемое урегулирование аф¬ганского вопроса, пока для этого имеются еще предпосылки, создав для Советского Союза условия для вывода войск без потери престижа. В случае неуступчивости в этом вопросе с нашей стороны Соеди¬ненным Штатам удастся навязать Западной Европе свой курс.
Сейчас особое значение приобре¬тает фактор времени. До весенней распутицы в Афганистане мы еще располагаем свободой политическо¬го маневра. С началом лета и актив¬ных действий афганских повстанцев, если наши войска будут втянуты в серьезные бои, такая возможность исчезнет…»
Вскоре мне стало известно, что и наш Генеральный штаб придерживался примерно такой же позиции и возражал против ввода советских войск в Афганистан. Больше того, оказалось, что советскому вторжению в эту страну во многом содействовала политика США. Советник американского правительства Збигнев Бжезинский разработал весьма коварный провокационный план. По секретным каналам до сведенья советского руководства была доведена ложная информация о якобы планирующейся высадке войск США в Афганистан. Это послужило поводом для Политбюро ЦК КПСС принять решение об упреждении американской высадки. Для США война Советского Союза в Афганистане принесла серьезный выигрыш в геополитическом, экономическом и пропагандистско-психологическом отношении.
Очень скоро это стало очевидным и для советского руководства. Вероятно, именно поэтому в начале 1982 года мне поручили подготовить для Ю.В. Андропова аналитическую записку об основных вопросах отношений СССР со странами социалистического лагеря, Запада и третьего мира. К тому времени я хорошо освоился с этой проблематикой и составил представление о том, насколько неадекватным и ущербным для национальных интересов Советского Союза был тогдашний внешнеполитический курс нашей страны. Мне уже в течение десяти лет довелось руководить отделом международных отношений в Институте экономики мировой социалистической системы АН и наблюдать, что и как готовилось на нашей «государственной внешнеполитической кухне»…
Мне было известно, что Андропов более терпимо, чем Брежнев, относился к новым, непривычным идеям, и даже поощрял их постановку. Это побудило меня высказать в записке все, что я думал тогда о советской внешней политике. Это было не легкой задачей. Но ее необходимо было выполнить, учитывая тот внешнеполитический и экономический тупик, в котором СССР оказался на рубеже 1970-х и 1980-х годов. Серьезность положения побуждала откровенно написать об устаревших, ошибочных концепциях советской внешней политики.
10 января 1983 г. записка была отправлена в секретариат Андропова. На основе исторического опыта ХХ века в ней была сформулирована универсальная закономерность возникновения и развития глобальной конфронтации - «обратная отрицательная связь», или «защитная реакция», которая срабатывает всякий раз, когда какая-либо великая держава пытается навязать свои ценности и свой порядок другим государствам и установить свое господство. Эта закономерность сохранила свое значение и поныне.
В центре записки стояли проблемы вывода Советского Союза из состояния ненужной и опасной конфронтации с Западом, которая поглощала лучшие силы нашей страны и делала невозможным решение более важных задач внутреннего развития. Собственно, речь шла о путях прекращения «холодной войны». Подобная историческая задача могла быть решена только радикальным пересмотром идеологических принципов тогдашней политики, прежде всего, путем отказа от «классовой борьбы» на международной арене и от мессианской роли СССР как «движущей силы» «коммунистического и национально-освободительного движения», что служило основанием для советской экспансии и вмешательства во внутренние дела государств. Это должно было привести к значительным переменам – к отказу от брежневской доктрины «ограниченного суверенитета» и от концепции «стратегического паритета» с Западом, к установлению равноправных партнерских отношений с социалистическими странами Восточной Европы и других регионов. Только так можно было ослабить интенсивность «обратной отрицательной связи» западных держав в противодействии советской экспансии и создать условия для сбалансирования политических интересов с Западом, для реального процесса разоружения, устранения угрозы ядерной войны и преодоления «холодной войны».
Аналитическая записка носила на первый взгляд сугубо абстрактное название: «Методологические аспекты определения степени угрозы возникновения войны». В действительности же, за этим названием скрывалось рассмотрение острейших вопросов тогдашней советской политики и выдвижение целого ряда предложений по ее кардинальному изменению. В принципе для того времени это выглядело довольно вызывающим фрондерством, облеченным в теоретическую форму.
Ю.В. Андропов, который много лет был председателем КГБ (1967-1982 гг) лучше других знал развивающиеся процессы, которые могли иметь разрушительные последствия для советского общества. Будучи убежденным коммунистом и творческим человеком, он был настроен устранить недостатки, которые накопились в советском обществе и в политике. Эксперименты Андропова по децентрализации планирования и управления экономикой, по расширению самостоятельности и простора для деятельности предприятий и коллективов, по усилению нравственности наталкивались на сопротивление консервативных, догматически настроенных престарелых деятелей в Политбюро, в ЦК и в правительстве. Но все же за короткий срок пребывания на посту Генерального секретаря он пробудил в обществе ожидания и надежды на реформы закостенелой советской системы.
Мне казалось, что и во внешней политике могут наступить положительные перемены. В надежде на это и была написана аналитическая записка. Ниже следует ее текст.
"В 80-е годы резко возросла угроза новой мировой войны. Является ли эта угроза подобной другим, имевшим место ранее и не приведшим к войне? Пли сейчас опасность третьей мировой войны значительно более реальна? Чтобы ответить на этот во¬прос, необходимо определить причины и механизм возникновения мировой войны. Если они имеют общий характер, можно надеяться выработать ме¬тодологию подхода к таким вопросам, как возникновение войны и возможные меры ее предотвращения. Это поможет установить и современный уровень военной опасности, нависшей над человечест¬вом.
Но перед тем, как перейти к решению этой задачи, мы долж¬ны сформулировать основные качественные особенности мировых войн. Они сводятся к следующему:
1. Появление мировых войн как международного явления свя¬зано с образованием целостной системы международных отношений, которая вовлекала в свою орбиту все новые и новые государства-участницы мирового сообщества и - чем дальше, тем больше - усиливала степень их взаимозависимости, сложного взаимодейст¬вия их национально-государственных интересов и переплетения их взаимной безопасности. «Люди, -говорил В.И.Ленин, - живут в государстве, а каждое государство живет в системе государств. Которые относительно друг друга находятся в системе известного политического равновесия" (т.42, с.59). Нарушение этого равновесия порождало международные кризисы, перераставшие в мировые войны, в которые как по цепной реакции втягивались крупные державы и следовавшие в их фарватере страны. Поэтому саморасширяемость является одной из наиболее характерных черт мировых войн.
2. Самые значительные успехи агрессора (нападающей сторо¬ны) в начале войны не имели решающего значения и, в конце концов, война заканчивалась его поражением. Объяснение этому надо искать в том, что правящая верхушка великой державы, раз¬вязавшей мировую войну во имя распространения своей гегемониальной власти, всякий раз грубо нарушала главный принцип и первейшее правило внешней политики: ставить перед собой зада¬чи и цели, строго соответствующие внутренним и международным возможностям их реализации. Наблюдался парадоксальный факт - этот принцип, приобретший аксиоматическое значение, все при¬знавали на словах, но полностью игнорировали на деле, что ве¬ло к тягчайшим поражениям.
3. От войны к войне росли ее масштабы, разрушительность средств ее ведения и число ее жертв. Последние достижения человеческого гения в области ядерной, ракетной, электронной, лазерной и других видов техники придали, наконец, мировой вой¬не апокалипсический характер и поставили человеческую цивили¬зацию перед угрозой самоуничтожения.
4. Причинами мировых войн выступают особые, не разрешимые обычными политическими методами противоречия. Обе последние мировые войны были следствием развития противоречий внутри капиталистической системы. После 1945 г. водораздел противо¬речий пролег между странами капитализма и социализма, и сей¬час человечество стоит на пороге третьей мировой войны именно вследствие крайнего обострения этих противоречий на мировой арене.
5. Ни одна мировая война не была неожиданной. Ее приближе¬ние видели и понимали. Предпринимались попытки предотвратить ее. Но ни разу это не удалось сделать. Все это говорит о том, что мировые войны возникают вслед-ствие некоего процесса, который еще не удалось до конца понять, а потому и предотвратить, приостановить. Приступим к его поис¬ку, применяя системный подход.
Пусть некая держава стремится резко усилиться и расширить сферу своего гегемониального влияния. Каковы будут последствия этого для мирового сообщества? Слабые страны вольно или неволь¬но будут подчиняться этой державе, ее господству. Она будет становиться еще сильнее и подчинять более сильные государства и т .д., пока мир не превратится в одно сверхгосударство или определенный политический порядок под гегемонией этой державы. Но этого до сих пор не произошло. Объясняется это тем, что в системе мирового сообщества существует обратная отрицательная связь к усилению отдельного государства (державы) и расширению сферы его господства до пределов, которые начинают угрожать интересам других государств, особенно великих держав.
Результатом действия этой отрицательной обратной связи является объединение сильных государств в "антикоалицию" против потенциально или реально сильнейшего (в регионе, мире). Уровень эффективности обратной связи измеряется достаточностью или избыточностью, т.е. с некоторого момента усиление назван¬ной державы должно либо полностью компенсироваться, либо вслед¬ствие создания превосходящего противовеса приводить к ослабле¬нию ее международных позиций. На практике реализуется послед¬ний вариант, причем с нарастающей мощью за счет вступления в "антикоалицию" новых государств и максимальной мобилизации их материальных, духовных и людских ресурсов.
Итак, первый блок образуется посредством насильственного или ненасильственного и даже добровольного присоединения сла¬бых к сильному, а второй - путем объединения главным образом сильных против сильнейшего. Это полностью подтверждается составом военных союзов в мировых войнах.
Можно подметить интересные особенности: во-первых, "антикоалиция" сплочена главным образом страхом перед общим врагом, и, во-вторых, агрессор явно не может выиграть войну - любой его успех вызывает избыточное усиление "антикоалиции". Дейст¬вительно, США вступили в первую и вторую мировые войны именно в момент наибольшего ослабления "антикоалиции" - в апреле 1918 г. и в декабре 1941 г. Так разрастается мировая война, и чем больше успехи агрессора, тем сильнее. "На всякой вой¬не, - указывал В.И. Ленин, - противники, силы которых уравно¬вешиваются, останавливаются на некоторое время, копят силы, отдыхают, переваривают пережитый опыт, готовятся и - броса¬ются в новый бой" (т.13, с. 72).
Действие обратной отрицательной связи может ослабляться рядом факто-ров. Например, если сила агрессора сплачивает врагов, то его слабость должна вызвать колебания в стане "антикоалиции", что подтверждается, к примеру, позицией США и Англии в конце второй мировой войны. Трудности в создании и деятель¬ности "антикоалиции" могут возникнуть и в результате противо¬речий среди ее действительных или потенциальных участников. Так, острейшие противоречия между СССР и западными державами не позволили своевременно воссоздать в 1938-1939 гг. Антанту и построить систему коллективной безопасности против угрозы нацистской агрессии. Это стоило СССР, Франции и Англии больших жертв и потерь. Но рано или поздно обратная отрицатель¬ная связь должна обязательно сработать.
"Антикоалиция" со временем неизбежно настолько усиливает¬ся, что противостоящая ей держава и возглавляемый ею союз оказываются не в состоянии выдержать военное и экономическое противоборство. Следовательно, всякий экспансионизм и гегемонизм таит в себе зародыш собственной гибели. Об этом говорит опыт мировых войн.
Мы показали применимость системного подхода, по крайней мере, как поискового метода, для выявления механизма возник¬новения и развертывания мировой войны. Попробуем использовать его для анализа послевоенного развития событий.
По окончании мировой войны "агрессор" становится второсте¬пенной державой. Он не опасен, "антикоалиция" добилась своего. Но среди участников самой "антикоалиции" неизбежно найдется сильнейший, который необыкновенно укрепился, обрел ореол по¬бедителя, расширил сферу своего влияния и стал представлять не меньшую опасность, чем раньше "агрессор". "Антикоалиция", направленная против прежнего врага, распадается. Но взамен намечается или создается комбинация держав или новая "анти¬коалиция", направленная уже против бывшего союзника, если он становится на путь расширения своей гегемониальной сферы. Весь процесс повторяется при новом составе участников. Но немедленно начаться война не может, т.к. силы главных госу¬дарств-победителей примерно равны. Кроме того, психологически трудно начать войну против недавнего союзника. Для этого нужна довольно длительная подготовка народа и всей страны. Необхо¬димо также расширение и укрепление "антикоалиции" и т.д.
После первой мировой войны в Европе возникла качественно новая международная ситуация, преобразившая традиционную рас¬становку и соотношение сил на континенте. Это было результа¬том победы в России Великой Октябрьской социалистической ре¬волюции и образования Советского государства - провозвестни¬ка нового общественного строя - антипода капитализму. С точки зрения рассмотрения предмета нашего исследования важно подчерк¬нуть, что это событие имело далеко идущие международные послед¬ствия, присоединив к старым межимпериалистическим противоречи¬ям новый острейший узел противоречий между Советским государст¬вом и капиталистическими державами, в основу которых легла классово-социальные, идеологические факторы. Это оказало серь¬езнейшее влияние на характер действия обратной отрицательной связи и формирование европейского баланса сил.
Поражение Германии и Австро-Венгрии, революция, Граждан¬ская война и послевоенная разруха в России привели к тому, что господствующие позиции в европейских делах заняли Фран¬ция и Англия. Они продиктовали европейским народам несчастный Версальский мир, содержавший в себе уже с самого начала заро¬дыш будущей мировой войны. Стремление каждой из этих держав занять гегемониальное положение в Европе было парализовано действием обратной отрицательной связи. И это произошло срав¬нительно легко, ибо, во-первых, их претензии взаимно уравно¬вешивались, а, во-вторых, их силы были неадекватны той роли, на которую они притязали. Для Советского Союза Англия и Фран¬ция выступали тогда державами, от которых исходила основная опасность для социалистических завоеваний. Поэтому развитие противоречий с ними носило наиболее острый характер. Эти про¬тиворечия переоценивались даже тогда, когда глазная угроза за¬воеваниям социализма стала исходить от германского фашизма. Играя на расколе между государствами бывшей "аятикоалиции", Германия смогла восстановить свою военную мощь, выступить с еще более широкомасштабными планами экспансии, чем во времена Кайзера. Но тем самым она неизбежно воссоздала против себя "антикоалициюи на еще более широкой, глобальной основе, что привело к сокрушительному разгрому фашистской Германии.
После второй мировой войны действие обратной отрицатель¬ной связи приобрело намного более сложный и интенсивный харак¬тер. В основу ее формирования легло противоборство между силами капитализма и социализма в качественно изменившихся условиях ядерной эпохи и научно-технической революции. На это наслаивалось влияние таких факторов глобального значения, как выход социализма за рамки одной страны и возникновение ряда социалистических стран в Восточной Европе, на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и других регионах, крах коло¬ниальной империи Запада, небывалый размах движений за нацио¬нальное и социальное освобождение.
Непосредственным результатом второй мировой войны яви¬лось резкое ослабление главных капиталистических держав, кроме США, нажившихся и укрепившихся в ходе войны. Германия и Япония были разгромлены и выбыли из числа великих держав. Англия и Франция превратились во второразрядные державы. Остальные государства Западной и Восточной Европы находились в шатком положении экономической разрухи и социального броже¬ния под действием дискредитации капитализма, громадного рос¬та антифашистских, демократических настроений. С другой стороны, позиции социалистической державы - Советского Сою¬за необычайно упрочились. Его военная мощь и морально-полити¬ческий авторитет поднялись на небывалую высоту.
В новых условиях наиболее правильным представлялось ис¬пользовать неизмеримо возросшее могущество Советского Союза, особенно его военную мощь, для продвижения социализма и отвоевания позиций у капиталистического Запада. Этот путь и был избран. Исторически он был на первый взгляд понятным и оправданным. Но тем са¬мым центр тяжести классовой борьбы был как бы смещен на меж¬государственные отношения между СССР и западными державами во главе с Соединенными Штатами. Это предопределило последующее развитие главных международных процессов на мировой арене и привело к последствиям, которые в первые послевоенные годы трудно было предвидеть. Особенно это касается роста угрозы ядерной войны.
Итак, в результате беспрецедентного усиления Советского Союза, его перехода к активному наступлению на позиции миро¬вого капитализма в действие была приведена обратная отрица¬тельная связь, которая рано или поздно должна была сплотить против него большинство великих держав мира. Уже в конце вой¬ны появились симптомы распада "антикоалиции". Опасаясь, что вакуум силы, образовавшейся в Центральной и Восточной Европе, будет заполнен Советским Союзом, западные державы стали на путь создания новой, уже антисоветской коалиции, включившей в себя и часть побежденной Германии. Потребовалось всего 4 го¬да, чтобы эта коалиция - НАТО - стала действительностью. На ее вооружение была взята стратегия "сдерживания", затем "отбра¬сывания", "ядерного устрашения", "гибкого реагирования" и пр.
В первые послевоенные годы реальность опасного объедине¬ния Запада против СССР не осознавалась или осознавалась слабо, точно так же, как накануне 1-й и 2-й мировых войн правящие кру¬ги Германии не осознавали, что своими действиями они сколачива¬ют против себя "антикоалицию". Здесь сказывалась и переоценка межимпериалистических противоречий с нашей стороны.
Идентифицировав себя в теории и на практике с ролью руко¬водителя, главной силы, оплота социалистического лагеря, как тогда говорили, Советский Союз взял на себя тем самым необычай¬но трудное экономическое и политическое бремя борьбы против глав¬ных сил империализма. Послевоенная структура международных отно¬шений приняла на 10-15 лет биполярный характер. Стоило сделать на этом пути один шаг, как логика борьбы заставляла делать по¬следующие, подталкивая все дальше и дальше в неизвестное. Эта логика с неумолимой силой продолжает действовать и ныне, при новом поколении людей и государственных деятелей, когда маховик противоборства за долгие годы оказался раскрученным почти до от¬каза, так что его необычайно трудно замедлить, а тем более остановить.
Ход событий не оправдал и расчетов на то, что все страны, консолидировавшиеся на пути социалистического развития, при¬знают руководящую роль Советского Союза и что отношения между Советским Союзом и другими странами социализма можно будет строить на основах, как бы напоминающих внутрипартийный прин¬цип "демократического централизма", перенесенный на международ¬ную арену. Оказалось, что в наш век гегемониальная роль - под каким бы лозунгом она ни выступала - вызывает противодействие со стороны как капиталистических, так и - не в меньшей сте¬пени - социалистических государств. Но в первые послевоенные годы трудно было поверить в то, что в оппозицию Советскому Союзу перейдет целый ряд социалистических стран. Впоследствии ими стали Югославия, Китай, Албания, в той или иной форме - КНДР, Румыния. Еще невероятнее казалась идея, что во взаимо¬действие с "антикоалицией" против СССР вступит социалистиче¬ский Китай.
Следовательно, отрицательная обратная связь может прояв¬лять себя независимо от социально-классовой природы государств-субъектов международных отношений и приводить к созданию "анти¬коалиции" смешанного социально-политического состава. Первые симптомы этого обнаружились вскоре после победы Октябрьской социалистической революции в России, когда Франция, Англия и США предложили Советскому правительству свою помощь, если оно согласится продолжить войну против Германии на стороне Антанты. Во второй мировой войне возникла, хотя и с большим запозданием, "антикоалиция" стран, принадлежавших к разным социальным системам. Эта особенность обратной связи сохрани¬лась и в послевоенный период.
Для правильной оценки характера и интенсивности действия обратной связи очень важно составить четкое представление, как противная сторона воспринимает политику СССР, его цели на международной арене. При этом, конечно, надо делать скидку на классово-ограниченный характер этих восприятий. В глазах за¬падных политиков Советский Союз предстает как опасная держава, руководство которой последовательно и целеустремленно осуще¬ствляет, главным образом посредством военного насилия, мессиан¬скую цель ликвидации капитализма и установления коммунистиче¬ского строя советского типа во всем мире, постоянно наращивая свою "экспансию" и расширяя сферу своего господства. В доказа¬тельство этого на Западе приводятся следующие доводы:
1. В 1939-1940 гг. Советский Союз присоединил Латвию, Литву л Эстонию, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бес¬сарабию, часть территории Финляндия;
2. В период 1945-1950 гг. он установил свое господство над странами Восточной и частично Центральной Европы, присо¬единил Закарпатскую Украину, часть японских островов;
3. В 60-х годах он предпринял первые попытки продвинуть свое влияние на Ближний Восток, в Юго-Восточную Азию и другие регионы (Египет, Индонезия и др.);
4. Во второй половине 70-х годов он "перелил через край", вышел за пределы уже созданных сфер вЛИЯНИЯ, начав "активное вторжение" на Ближний Восток, в Африку, в Юго-Восточную и Юго-Западную Азию, в Центральную Америку (Ангола, Эфиопия, Йемен, Мозамбик, Афганистан и др.);
5. Расширение сферы советского влияния сопровождалось все усиливающимся ростом военной мощи Советского Союза. В результате он оказался в состоянии на рубеже 80-х годов вы¬двинуть требование о "военно-стратегическом равновесии между силами империализма и социализма", а фактически между СССР, с одной стороны, США, Англией, Францией, ФРГ, Италией, Япони¬ей, Канадой и Китаем - с другой. Создание советским руководст¬вом такой огромной военной мощи на Западе связывается с интере-сами обеспечения дальнейшей "глобальной экспансии" Советского Союза.
6. Советское руководство, как указывают западные политики, не скрывает своих целей на международной арене, о чем свидетель¬ствуют использовавшийся одно время лозунг "Мы вас закопаем", а затем постоянное подчеркивание в официальных советских заявле¬ниях и программных документах стремления изменить соотношение сил в мире в пользу социализма (а фактически - СССР) в ущерб капитализму (западным державам), утверждения, что такое измене¬ние уже наступило, открытая постановка задачи об усилении влия¬ния реального социализма /СССР/ на ход мировых событий и пр.
В соответствии с этой оценкой характера намерений и дей¬ствий советского руководства Соединенные Штаты и их союзники рассматривают все события и явления международной жизни, а также прогрессивные социальные процессы во внутреннем разви¬тии отдельных стран почти исключительно сквозь призму противо¬борства с Советским Союзом. Это, бесспорно, намного затрудняет деятельность прогрессивных сил, движений, партий и организаций в зоне капитализма и в развивающемся мире, обрушивая на них массированные репрессии и ненужный огонь со стороны Запада. Выходит, что объективно другой стороной тесной "завязанности" Советского Союза на антиимпериалистические движения является сужение, ограничение возможностей развертывания процессов социального и национального освобождения, не говоря уже о том, что это опасно подрывает советский экономический потен¬циал. На деле от этого страдают интересы мирового социализма. Такова причудливая логика истории.
Интересно рассмотреть вопрос, как соотносятся действие обратной отрицательной связи и разрядка напряженности в отно¬шениях СССР - США и в более широком контексте - между Востоком и Западом. Означает ли возникновение на рубеже 70-х годов фе¬номена разрядки отрицание обратной связи как определенной за¬кономерности международной жизни? На наш взгляд, это было бы неверным выводом.
Появление разрядки было вызвано рядом объективных причин и соображениями западных политиков о перенесении противоборства с СССР в иную плоскость. С одной стороны, главные капиталисти¬ческие страны преодолели к 70-м годам послевоенные трудности, стабилизировались в экономическом и социальном отношении, воз¬никли три мощных центра силы капитализма в лице США, Западной Европы и Японии. С другой стороны, мир социализма перестал быть моноцентрическим в результате раскола между Китаем и СССР, зна¬чительной дифференциации позиций социалистических стран и роста противоречий между ними. В оценках Запада в «,третьем мире" Советскому Союзу не удалось в 50-х и 60-х годах создать существенных плацдармов и опорных пунктов для расширения своего влияния.
Все эти процессы протекали на фоне если не установления ракетно-ядерного равновесия между США и СССР, то по крайней мере достижения Советским Союзом уровня достаточности ракетно-ядерных сил, который делал для США неприемлемым глобальный ядерный конфликт. В этих условиях взоры западных политиков, естественно, обратились к мирным средствам достижения антисо¬ветских политических целей, особенно путем поощрения центробеж-ных сил в мире социализма. В случае удачи это сулило Западу даль¬нейшее ослабление международных позиций СССР и сужение базы его влияния. Для проведения такой политики требовались отход от "холодной войны", устранение остроты во взаимоотношениях с СССР, развитие с ним сотрудничества, достижение компромиссных договоренностей по широкому кругу вопросов. Это соответствовало и интересам советской политики. Так, с начала 70-х годов раз¬рядка стала набирать силу, достигнув своего апогея на общеев¬ропейском совещании в Хельсинки, затем пошла на убыль и смени¬лась состоянием крайней напряженности в отношениях между СССР и Западом к началу 80-х годов.
Очевидно, для США и их союзников дальнейшее существование разрядки было бы приемлемо лишь при условии сохранения и соблю¬дения со стороны Советского Союза международно-политического и военно-стратегического статус-кво, как он сложился на начало 70-х годов. Но этого не случилось. В представлении Запада, советское руководство активно использовало разрядку для нара¬щивания своих военных сил, чтобы добиться ракетно-ядерного паритета с США и вообще с противостоящими державами. Во-вторых, оно воспользовалось "внешнеполитическим параличем" США, вызван¬ным "вьетнамским синдромом", в целях продвижения своих инте¬ресов в Африке, на Ближнем Востоке и в других регионах. Тем самым Запад пришел к выводу, что советское руководство не оставило своих планов экспансии. Это расчистило дорогу к влас¬ти самым реакционным, оголтелым кругам империализма США и дру¬гих стран НАТО, круто повернувшим руль политики в сторону кон¬фронтации.
Для Советского Союза разрядка давала редкостный шанс I) продемонстрировать свое стремление снизить противоборство с Западом до минимального уровня и тем самым предотвратить процесс наращивания сил "антикоалиции", 2) обратить всю свою энергию и ресурсы на решение внутренних задач социально-эко¬номического укрепления страны, перевода экономики на путь ин¬тенсивного развития, что также должно было снизить действие обратной отрицательной связи и ослабить "антикоалицию", 3) под-тянуть тылы, укрепить всю систему связей и сотрудничества в рамках СЭВ и ОВД на основах социалистического партнерства, 4) найти новые пути и формы поддержки национально-освободитель¬ных движений, которые бы не наносили ущерба разрядке.
К сожалению, этот шанс был упущен, и Советский Союз оказался перед лицом нового небывалого нажима империализма. Этот поворот в политике обошелся ему (в сопоставлении только с военными расходами США) в 1,5 триллиона долларов, если не больше, на пятилетие 1981-1986 гг. и вызвал опасный рост во¬енной напряженности.
Опыт истории говорит о том, что в противоборстве сторон наступает определенный переломный момент, когда дальнейшие сдвиги в соотношении политических и военно-стратегических сил становятся больше совершенно неприемлемы для "антикоалиции", и она переходит к решительным контрдействиям, не останав¬ливаясь перед крайними мерами. Перед второй мировой войной та¬кой критический момент наступил с захватом Германией Чехосло¬вакии. Стало ясно, что Гитлер намерен взломать европейский баланс сил и затем выступить против своих главных противников на Западе и Востоке Европы. Поэтому на его очередной шаг - нападение на Польшу западные державы ответили объявлением войны. Напал ли Гитлер в сентябре 1939 года на Польшу, если бы заранее знал, что против него вскоре объединится весь мир? Вряд ли он рискнул бы тогда начать мировую войну. К тому же он ее формально и не начинал. Он спровоцировал ее своими действиями, которые вытекали из его общей концепции установ¬ления господства в Европе.
Итак, мы видим: критические изменения в соотношении сил могут вызвать такой высокий накал международной напряженности, что любое неосторожное действие (Сараево, Данциг) способно спровоцировать "неадекватную" реакцию и привести к войне.
В послевоенный период расширение сферы советского влияния достигло в глазах Запада критических пределов с введением со¬ветских войск в Афганистан. В былые времена это уже само по себе могло послужить для "антикоалиции" поводом для развязыва¬ния войны. Но угроза взаимного ядерного уничтожения не позво¬лила Западу прибегнуть к лобовому военному столкновению с СССР. В условиях, когда ядерная война не может рассматриваться как рациональное средство достижения политических целей, "анти¬коалиция" обратилась к заменяющим ее рычагам давления. Среди них главное место заняли массированная гонка вооружений, максимальное увеличение военно-экономического пресса на экономику СССР, ставка на военно-техническое превосходство, объединение духовных и материальных ресурсов капиталистического мира про¬тив Советского Союза. Поставлена задача проведения "крестового похода" против СССР.
Нынешняя политика США и их союзников подпадает под опреде¬ление "избыточной обратной связи". Это означает, что мир всту¬пил в крайне опасную, кризисную полосу развития, которая может привести к новой мировой войне. Упование на ядерное устра¬шение и гарантированное ядерное уничтожение, как фактор сдержи¬вания войны, могут оказаться роковой иллюзией.
Действие обратной связи поставило уже Советский Союз во внешнеполитическом плане в крайне тяжелое положение. Против него объединились фактически все великие державы мира, кроме разве Индии. Задачи противостояния их многократно превосходя¬щему потенциалу опасно превосходят возможности Советского Союза.
Поиски путей ослабления "избыточного" давления "антикоа¬лиции" на Советский Союз составляет ныне, по-видимому, одну из центральных задач советской внешней политики. Совершенно оче¬видно, что этого можно добиться только путем постепенного само¬ограничения и осторожных действий Советского Союза на внешней арене.
В современных условиях Советский Союз не может быть гло¬бальным гарантом и защитником мирового революционного и на¬ционально-освободительного движения. Это непосильная задача. К тому же в этом нет надобности. Ныне не та обстановка, что была в 1945-1950 гг. Социализм превратился в неодолимую силу, а процессы социального обновления приобрели необратимый харак¬тер. С точки зрения сохранения и укрепления мира и дальнейшего развития мирового социализма крайне необходимо, жизненно важ-но, чтобы центр тяжести классовой борьбы снова переместился из сферы межгосударственных отношений СССР - Запад в сферу внутреннего социально-политического развития капиталистических стран и государств "третьего мира". Первый важный шаг, содей¬ствующий движению в этом направлении, был сделан в Политиче¬ской декларации стран-участниц Варшавского Договора от 5 января 1983 г., где они подчеркнули свое стремление строго отделить в своей политике идеологические вопросы от проблем межгосудар¬ственных отношений.
Ныне настало время - и его опасно упускать - чтобы распространить это положение и на другую критическую об¬ласть отношений СССР - Запад, где угрожающе нарастают внешне¬политические противоречия и конфликты между ними, - на сферу их вовлеченности во внутренние социальные и национальные про¬цессы, происходящие в "третьем мире", а также в развитых капи¬талистических странах. Этого, естественно, не легко будет добиться, учитывая, что противоборство Советского Союза с запад¬ными державами зашло слишком далеко. Тем не менее движение в этом направлении еще возможно. Для этого необходимо, чтобы наша политика убедительно продемонстрировала на практике (после солидного теоретического обоснования и разъяснения нашим друзьям за рубежом) существенный пересмотр ориентиров своей деятельности на внешней арене, в коммунистическом и национально-освободительном движениях с учетом того, что национальным отря¬дам этих движений надлежит в условиях ядерной опасности больше полагаться на собственные силы в строгом соответствии с осо¬бенностями социально-политической и экономической ситуации в каждой стране, чем на военную помощь СССР. Только в этом слу¬чае возникнут предпосылки для ослабления действия обратной связи в ущерб СССР и международной стабильности и для радикаль¬ной реорганизации политических отношений между Советским Сою¬зом и Западом. Судя по опыту прошлого, в создавшейся обстановке это представляется единственным путем, способным прервать и нейтрализовать международные процессы, которые неотвратимо ведут к ядерной войне. Другого, пожалуй, не дано.
Такой поворот в нашей политике отнюдь не предполагает какого-то "социалистического изоляционизма" в национальных рамках. Наоборот, он намного расширит почву для межнациональ¬ного взаимодействия и взаимного влияния и взаимообогащения сил социализма в политической, экономической, теоретической, науч¬ной и культурной сферах. Социалистическая солидарность станет богаче, приобретет естественный, органичный характер.
Что касается западных держав, то они неизбежно вынуждены будут постепенно перейти к свертыванию конфронтации с СССР и изменить свою политику в "третьем мире" под угрозой ее полной дискредитации (как это сейчас происходит в Ливане, в Централь¬ной Америке и т.д.). Это откроет простор для развертывания межимпериалистических противоречий и приведет к распаду "антикоалиции", к громадному выигрышу сил социализма.
На протяжении нашего века характер и содержание классовой борьбы за социализм не оставались неизменными. Они существенно менялись в зависимости от складывавшихся условий в рамках отдельных стран и в международном масштабе, а также от индустриального и научно-технического прогресса человечества. До 1917 года эта борьба велась главным образом на национальной почве. В межвоенный период ее характер в целом сохранялся, хотя Советский Союз все активнее и шире выступал как междуна¬родный фактор поддержки социалистического и коммунистического движения в странах иной социальной системы (китайской револю¬ции, испанских республиканцев и т.д.). После 1945 г. эта роль Советского Союза неизмеримо возросла. В результате он оказался в положении острейшей конфронтации с главными силами мирового империализма. Смещение центра тяжести классовой борьбы на международную арену привело к тому, что определяющей в ней стала сфера военного противостояния и противоборства. Ракет¬но-ядерное оружие придало этому противоборству исключительно опасный, рискованный характер.
Поэтому в современной ситуации классовая борьба наполни¬лась для сил социализма новым смыслом и содержанием. Ее при¬оритетной задачей стало спасение человечества от ядерного уничтожения. Речь идет о существовании каждого из нас, наших детей и внуков, о жизни или смерти нынешнего поколения людей, о судьбе будущих поколений. Задача заключается в том, чтобы вывести классовую борьбу на международной арене из опасной сферы ядерной конфронтации. Сейчас особенно злободневно звучат слова В.И. Ленина о том, что "с точки зрения основных идей марк¬сизма, интересы общественного развития выше интересов проле¬тариата...» (т. 4, с. 220).
Совершенно новые задачи классовой борьбы в ядерный век требуют и радикально новых путей и методов их реализации. Преимущественно контрсиловые методы - это не решение вопроса. Они все ближе подталкивают человечество к пропасти ядерной войны. Кроме того, элементарная логика подсказывает, что раз¬меры экономического и научно-технического потенциала Советского Союза в сопоставлении с потенциалами противостоящих держав не позволят ему выдержать напряжение борьбы на истощение.
Вполне очевидно также, что одними переговорами без корен¬ной реорганизации политических отношений СССР - Запал невозмож¬но решить проблему обуздания гонки вооружений и снижения опас¬ности войны. Дело в конечном счете не в том, каким количест¬вом и качеством оружия располагает та или иная сторона, а в том, насколько достижим политический модус вивенди между СССР и западными державами. Именно здесь, в политической сфере, ле¬жит ключ к разгадке тайны разоружения и снижения угрозы войны. От этой сферы будет зависеть и дальнейшее действие обратной отрицательной связи, сплоченность и сила или ослабление и внут¬ренняя разобщенность "антикоалиции", противостоящей СССР.
Одной из важнейших мер по снижению политических противоре¬чий СССР - Запад могло бы стать договорное признание со сторо¬ны Советского Союза, а также США и других западных стран, что социальный прогресс, выбор социально-политического строя и пу¬тей социально-экономического развития должны осуществляться исключительно на национальной почве, в рамках отдельных госу¬дарств, без вмешательства извне. Правда, это положение уже нашло отражение в ряде официальных документов. Но на деле оно не соблюдается, и вопрос заключается в том, чтобы сделать его действительной нормой международного поведения, чтобы оно нашло практическую реализацию во внешней политике. Очевидно, здесь не обойтись без крупных уступок с нашей стороны, без изменений наших концептуальных внешнеполитических установок. В.И.Ленин учил, что если наступление зашло слишком далеко и создало опасную ситуацию, надо уметь и отступить. Сейчас это диктуется высшими соображениями спасения человеческой цивили¬зации.
Потребуется и пересмотр ряда теоретических положений, особенно под углом зрения наполнения новым содержанием прин¬ципа интернационализма, выработки основ социалистического партнерства как краеугольного камня взаимоотношений между социалистическими странами в современных условиях. Не менее важна психологическая перестройка, способность освободиться от представлений о характере и задачах классовой борьбы, о требованиях единства, которые были правильны и оправданны для второй половины XIX века и первой половины XX века, но утрати¬ли значение или совершенно видоизменились по содержанию в наше время.
Если удастся сместить центр тяжести классовой борьбы снова на национальный уровень, это развяжет огромные внутрен¬ние силы социального прогресса, справиться с которыми империа¬листические круги Запада окажутся не в состоянии. Надо иметь в виду, что общество в самих ведущих капиталистических держа¬вах давно созрело для перехода к социализму, даже в несрав¬ненно большей степени, чем в любом из развивающихся государств. Ослабление противоборства СССР - Запад, снятие с повестки дня тезиса о "советской угрозе" может значительно ускорить движение общественных сил западных стран к социализму.
Наконец, возвращение центра тяжести классовой борьбы на национальную почву позволило бы нам сосредоточиться на реализации основополагающей ленинской идеи о том, что свое влияние на революционное движение, на мировой социальный прогресс Советский Союз должен оказывать главным образом и в первую очередь своими хозяйственными успехами…»
Главная идея записки - найти пути ликвидации холодной войны и все силы бросить на внутреннее развитие страны - не осталась без внимания Андропова. Она нашла отражение во многих его выступлениях, в которых подчеркивалось, что классовая борьба должна уступить место задаче спасения человечества от ядерного апокалипсиса.
В годы перестройки эту идею удалось воплотить в жизнь в ходе реформирования советской внешней политики и дипломатических усилий, направленных на создание качественно нового, мирного порядка в Европе и во всем мире. 21 ноября 1990 г. представители 22 государств Европы, а также Соединенных Штатов Америки и Канады подписали в Париже основополагающий международный акт, который подвел черту под холодной войной. Он вошел в историю как Парижская хартия. В ней торжественно провозглашалось: «Мы, главы государств и правительств стран-участниц Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе собрались в Париже во время глубоких перемен и исторических ожиданий. Эра конфронтации и раскола в Европе закончилась. Мы объявляем, что наши отношения в будущем будут основываться на уважении и сотрудничестве. Европа освобождается от прошлого. Благодаря мужеству мужчин и женщин, воли народов и силе идей Заключительного акта Хельсинки в Европе наступает новая эра демократии, мира и единства…..Настало время, когда веками лелеемые надежды и ожидания наших народов становятся явью. Это непоколебимая приверженность демократии, основанной на правах и основных свободах человека, благосостояние, достигаемая посредством экономической свободы и социальной справедливости, и равная безопасность для всех наших народов». Впервые в истории был достигнут общеевропейский консенсус, отвечавший национальным интересам всех европейских народов.
Но великим идеям Парижской хартии не суждено было сбыться. Виной тому выступили два фактора. Без малого год спустя после ее принятия в результате предательской деятельности Ельцина и фатальных провалов во внутренней политике Горбачева не стало Советского Союза и с таким трудом и жертвами построенной социалистической системы. Воспользовавшись этим, США перешли к активной политике глобального господства и созданию Pax Americana. Это в корне противоречило принципам Парижской хартии, и они были выброшены Соединенными Штатами за борт. От них в реальной жизни не осталось и следа. Народы были обмануты в своих "веками лелеемых надеждах и ожиданиях". ▲
Просмотров: 12116 | Добавил: geopolitik | Рейтинг: 5.0/63

Новая Геополитик▲

«Геополитика» (01.2014)


«ГЕОПОЛИТИКА=РЕКЛАМА»

Президент России 



Меню с▲йта

Журнал Российская Федерация сегодня 

ГЕОПОЛИТИКА

Авторы Геополитики



















Первоисточник

ГЕОПОЛИТИКА
Нынешние украинские власти не защищают в должной мере интересы всего населения страны, а те, кто считает, что Украину можно объединить за счет «победы» над востоком путем применения военной силы, глубоко заблуждаются, написал американский дипломат, доктор философии Джек Мэтлок в своей статье в The National Interest. По его мнению, Запад, в частности США, должен помнить, что при выстраивании отношений в украинском обществе должны быть учтены позиции всех групп граждан, и «максималистический подход» к этому, так же как и к позиции России в украинском вопросе, недопустим. США и Евросоюз, как полагает Джек Мэтлок, не сделали ничего, чтобы уменьшить беспокойство РФ по поводу того, что ее стратегические интересы будут ущемлены. Напротив Запад всячески усиливает опасения России, активно поддерживая киевские власти, которые по-прежнему не могут объединить страны мирным путем, а кроме того, сотрудничают с вооруженные формирования правого толка. «Новой холодной войны нет, но публичные обвинения, требования и угрозы со стороны наших [западных] политических лидеров во многом способствовали созданию такой атмосферы. Враждебная публичная полемика, которая порой напоминает чуть ли не поношение, спровоцировала атмосферу нестабильности», — считает он. И подчеркивает, что украинские власти должны понять – им не удастся объединить страну путем насаждения своей воли в отношении всех граждан, России следует перестать опасаться вхождения Украины в НАТО, а Запад должен осознать, что никакие договоренности с киевским правительством не будут работать до тех пор, пока общество раздроблено.
| РИА Новости. 28.08.2014.

Foto Morgana

 
27.04.2014. Москва. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил в четверг, что Россия вынуждена реагировать на развитие ситуации на юго-востоке Украины, где против мирных граждан развернута силовая операция с задействованием украинской армии и «Правого сектора. «Мы вынуждены реагировать на такое развитие ситуации», — заявил министр обороны. По его словам, «с сегодняшнего дня в приграничных с Украиной районах начались учения батальонных тактических групп общевойсковых соединений Южного и Западного военных округов… Войска отрабатывают вопросы совершения маршей своим ходом и развертывания для выполнения задач по предназначению». Сергей Шойгу также сообщил, что "авиация выполнит полеты по отработке действий вблизи государственной границы".
[На фото: украинские военные возле одного из блокпостов Славянска]

Большие выборы

В бесконечности тупиков нет

Новый Путин: многие вздрогнут…

Новогодняя фантазия на тему «честные выборы»

Месть истории

Антироссийское движение «белоленточников»

Почему России не нужна правая партия 

Герои



Читальный з▲л
1
©Геополитика 2008–2013. Условия использования материалов в разделе "Редакция". Copyright MyCorp©2024/Сделать бесплатный сайт с uCoz