АЛЕКСЕЙ КИВА АНАЛИЗИРУЕТ ИТОГИ РЕФОРМАТОРСТВА ВЛАДИМИРА ПУТИНА И ЕГО КОМАНДЫ ЗА ГОД ДО ГЛАВНЫХ ВЫБОРОВ СТРАНЫ
В этом году 7 января член Экспертного Совета журнала «Геополитика», известный публицист, ученый и политолог Алексей Васильевич Кива отметил 80-летний юбилей. В это же время в издательстве «Корона-Медиа» вышла и его новая книга - «Реформы команды В.Путина в историческом контексте», ставшая заметным явлением в политологической жизни России. В ней доктор исторических наук, политолог, главный научный сотрудник и завсектором сравнительной политологии Института востоковедения РАН, специалист по Китаю и современным реформам на постсоветском пространстве, тщательно рассматривает феномен Владимира Путина и итоги работы его команды за год до новых президентских выборов… «Для полного счастья человека необходимо иметь славное отечество». Так сказал поэт. Его имя Симонид Кеосский, один из самых значительных поэтов Древней Греции. Он жил около 556 – около 468 до нашей эры. Господи, сколько лет прошло! И сосчитать уже трудно. Но его формула счастья по-прежнему остается прежней. И по-прежнему на нашей планете полного счастья не знает никто. Потому что никто так и не познал истинно славное отечество. Возможно, это всего лишь идеал, который никогда не постигнуть. Возможно, фантастика, которую в жизнь никогда не воплотить. Во всяком случае, на нашей земле. И все же… Здоровое, правильное, общество возможно и на нашей земле. И это тоже не раз доказывала история. Да, не идеальное. Но хотя бы гармоничное. Хотя бы уравновешенное в понятиях добра и зла. Чести и бесчестия. Но это, увы, уже не про нас. «По уровню счастья (есть в мире и такое измерение качества жизни) Россия занимает одно из последних мест». Это уже цитата из Алексея Васильевича Кивы. Красивая цитата. Красивая до бесконечной грусти. И даже не нужны цифры по уровню жизни, подсчеты по уровню смерти. Все, как ни страшно, но гораздо проще. Мы сегодня одни из самых несчастных на Земле, потому что у нас нет славного отечества. Нет, все хуже – у нас одно из самых бесславных отечеств. Нет, нет! Все еще гораздо хуже. У нас просто нет отечества. И это тоже формула. Формула идеи, которая изложена в умной, четко аргументированной книге А.В. Кивы «Реформы команды В.Путина в историческом контексте». У нас нет отечества. У всех. Мы попросту беспризорники. И не только народ. Как ни удивительно – беспризорники и те, кто над народом. И те, у кого кошелек может вмещать земной шар, тоже беспризорники. Потому что им отечество и не нужно. Хотя они прекрасно и счастливо могут в нем жить. Могут брать у него все-все, что даже невозможно взять, разве что земной шар. Но, возможно, это только иллюзия счастья? Разве могут быть счастливы беспризорники, даже если они обладают всем миром? Миру они все равно, беспризорные, не нужны… В истории были разные века. Эпоха Возрождения… Эпоха Просвещения… Золотой век… Серебряный век… Конечно, сегодня говорить о золотых веках художественного слова смешно, даже неприлично, даже нечистоплотно. Но как ни странно, мне кажется, все же и сегодняшнему веку можно дать определение. Век политической литературы. Если бы это было не так неэтично и неполиткорректно в контексте времени, я бы даже назвала этот век Золотым веком политического литературы. Век политиков с грязными руками в Золотой век политической литературы. Абсурд! А разве не абсурд все то, что сегодня происходит? Значит это уже не абсурд – это логика. Или политика? Да! В это страшное время, в один, возможно, из самых тяжелейших периодов, которые переживает Россия, политическая литература на авансцене жизни. Возможно, это закономерность. Чем хуже народ живет – тем больше увлекается политикой. А, возможно, все гораздо сложнее. У нас обостряется чувство совести, самосознания, ненависти и гордости. Или с точностью наоборот. Но, в любом случае, мы хотим понять. И не только. Мы хотим простить или не простить. И мы хотим вынести свой, исторический приговор. Хотя, безусловно, история выносит приговоры гораздо позднее. И без нашей помощи. Но для этого и существует политическая литература, чтобы помочь истории разобраться, чтобы вспомнить, напомнить, рассчитать факты и расставить людей по местам. По местам, которые они заслуживают. Раньше «лучшие представители национальной элиты искали смысл жизни… Но кто-нибудь слышал, чтобы какой-то высокий чин ныне задавался вопросами: «Живу ли я по совести в условиях бедности и нищеты большинства народа? Ту ли я провожу политику, так ли я руковожу? Позволяют ли мои способности и мой опыт занимать высокий пост?» И не услышите!..» (А.В. Кива) Одна из бед, по мнению Кивы, это то, что общество перевернули с ног на голову. И как-то странно получается. Кто правит перевернутым обществом? «Увы, взявшая старт в годы Ельцина традиция брать во власть тех, кто есть «никто», живуча до сих пор». Нами правят никто? Или нами никто не правит?.. В любом случае, это весьма трагично… Алексей Васильевич написал талантливую книгу, которая, безусловно, станет одной из ярких страниц истории и по которой будут судить наше время. И не только судить. Но и попытаться это время понять… Если понять такое возможно… Когда читаешь книгу Алексея Васильевича, иногда возникает ощущение, что это говорит не автор, это говорит сама история. Это говорит наше настоящее прошлое. Наше потерянное настоящее. И даже наше будущее, которого может просто не быть. Первый раздел книги называется: «Явление народу Путина и его команды». Яркое, художественное название. И главное – попадающее в цель. Путин действительно был явлением народу. И народ поверил в него сразу, безоговорочно. Это вера без знания, это просто вера. И внутренняя и визуальная. Удачное сочетание… Кива четко объясняет, почему Путину сразу поверили. Ответ действительно лежит на поверхности. На поверхности стыка веков. Путин пришел после Ельцина! Путин был полной противоположностью Ельцину. Сдержанный, интеллигентный, надежный. И главное – с его приходом все ощутили уверенность. Что будущее у нас все-таки будет. Этого вполне достаточно. Для чистой веры. Веры без знания. Но почему, почему эта вера вскоре стала угасать? Спросите у Кивы. Он вам честно ответит. Вообще ценность книги Кивы еще в том, что он ее выстроил детально, компактно, удобно, как профессиональный конструктор. И для читателя это большая ценность. Книга не перегружена, не перенапряжена, не избыточна. Она грамотно и четко разделена на разделы. Разделы на главы. Главы – на подглавы. И все они имеют название. Названия, определяющие наше с вами время. И мы в этом времени уже живем. Вместе с автором. И вновь его переживаем. И пытаемся на что-то еще надеяться. У каждого времени есть свой портрет или еще будет. Портрет, нарисованный историей и в первую очередь историками. И, конечно, еще людьми, кто эту историю делал. Этот портрет навсегда, он не сжигается, не взрывается. Не умирает. Он вечен. Как и вечно само время. И на этом портрете и характер героя-времени, и его лицо, и его планы. И его неосуществленные планы, и его подлости, и его святости, и его геройство, и его предательство, и, и, и… Возможно, в некоторые времена лицо времени на портрете, или намеренно искажается. Намеренно принижается. Намеренно преувеличивается или возвеличивается. Но в итоге, из этих искажений все равно, рано или поздно, возрождается настоящий портрет времени (конечно, хочется, чтобы пораньше!). Из книги Алексея Васильевича уже можно составить портрет времени. Неискаженный. Я не лукавлю. Не искаженный, хотя бы потому, что в нем больше вопросов, на которые есть все же больше ответов. И главное, те ответы, которые многие из нас или хотели услышать или уже знали, или хотели узнать. И еще эти вопросы таковы, что на них хочется и хочется отвечать. И мы отвечать будем. Это как извечное у Чернышевского, за спиной которого стояла вся русская прогрессивная интеллигенция: Что делать? И если такой вопрос существует, значит, уже на него будут искать ответ, и всегда, всегда есть надежда, что ответ найдется. И сами названия разделов, глав, подглав книги Алексея Васильевича уже этот портрет времени рисуют. Нашего с вами времени… Кстати, начиная с политической и неполитической элиты, продолжая творческой и нетворческой интеллигенцией и заканчивая просто неизвестно каким подрастающим поколениям, эти вопросы в учебниках, пособиях и энциклопедиях не повредят. Если, конечно, захотят, чтобы эти вопросы существовали. Мы все верим в Бога. Во всяком случае, мы так думаем, что верим. Но во многих из нас, скорее, вера – это вера, что Бог все простит. Да, Бог прощает. И помогает. Но, скорее тем, кто идут ему навстречу. И это необязательно только молитвы, необязательно только посты, и не обязательно только преклоненное смирение. Идти навстречу – это значит жить. Жить, это значит участвовать в жизни. И главное – не быть к ней равнодушным. Проще уйти на окраину жизни. Сложнее остаться в толпе. В несчастной толпе, у которой нет даже Родины…
Бог, слава Богу, един! Фемида давно перестала быть одной из множества богинь. Это уже символ. Символ правосудия. Ее изображают с повязкой на глазах – символ беспристрастия. Порой – с мечом, порой – с рогом изобилия, символом воздаяния или не воздаяния представшему перед ее судом. Весы в руках – символ веры и справедливости. В нашей стране повязка с глаз Фемиды выброшена на помойку (Кива объяснит почему). Рог изобилия достался… (Кива скажет кому). Весы… Весы, самое утонченное, самое драгоценное. Их деления сбиты, они перекошены только в одну сторону (Кива показывает в какую). А знаете, после прочтения книги Алексея Васильевича, как ни странно я вдруг подумала, вспомнив слова древнегреческого поэта-романтика. Подумала, может, по-детски, может наивно, может, эгоистично: а вот мы будем еще иметь славное отечество. И по уровню счастья еще будем занимать первое место. Знаете почему, Алексей Васильевич? Слишком часто мы побеждали, и слишком часто эти победы превращались в неприглядное удобрение. Удобрение для истории. Даже истории чужих стран. И это удобрение было из наших людей, наших жизней, наших судеб, наших идей. Но все же… Я вам, историку, отвечу, как ботаник. Чем дольше, чаще земля удобряется, тем выше шансы на будущие цветущие сады. На сады, которые будут разрастаться уже по всей земле, по всей планете. На сады, которые уже будет невозможно вырубить и сжечь. Потому что они разрастутся, ну, как баобабы у Экзюпери. Метром за метром отвоевывая нашу планету у всего того плохого и злого, что все больше завоевывает ее. Даже у атомной бомбы. Потому что даже у атомной бомбы всегда, всегда есть альтернатива. Главное, чтобы альтернатива была у всего. Почему бы тогда альтернативой баобабам и атомной бомбе не стали цветущие сады? Ведь на этой земле все возможно.
|