ЛЕВЫЙ МАРШ ИСКУССТВА / Гений и злодейство – две вещи не совместны / Елизавета Барташевич, член Союза писателей России / ▲ / 1 часть
В мире, как известно, существует два идеологических лагеря, две точки зрения, два направления, две стороны (как угодно): левая и правая. Причем, в известном лозунге борцов за справедливое мироустройство – «Свобода! Равенство! Братство!» - из всех его «компонентов» правые согласны только со «свободной». Хотя, опять же – та же свобода (ходить налево или направо) – опять же, довольно растяжимое понятие. И потому тянут его, как канат, в разные стороны, и влево и вправо. Впрочем, в основном, это касается политиков. А вот, например, в истории мировой культуры и искусства наблюдается совершенно иная тенденция: почти все великие мастера различных искусств придерживались левых взглядов… Доказать эту «теорему» пытались еще в 50-х, когда после войны в советском кино наступил период затишья (как называли – «малокартинья»). Фильмов тогда снималось мало, и все они, как по заказу (по госзаказу), были биографическими. То есть через искусство (и при этом совсем не искусственно) режиссеры пытались «перетянуть» влево и Пушкина, и Шевченко, и Глинку и многих-многих других великих, которые в силу принадлежности к другому временному пространству, не смогли подписаться под программой партии.
Однако же, не будем останавливаться на деятелях «давно минувших дней», об идеологических взглядах которых можно лишь догадываться (хотя и весьма точно). Можно с гораздо большей долей вероятности попытаться оценить политические воззрения знаменитых деятелей культуры и искусства ХХ века. Причем именно зарубежных, чтобы не оставалось сомнений в искренности взглядов, которые в буржуазных странах, мягко говоря, не приветствовались (и не приветствуются).
Прошлое столетие, безусловно, был окрашено в красные тона. Причем – во всем мире. Авторитет Советского Союза, а также тот факт, что левая идея сама по себе – весьма романтическая и творческая, в немалой степени способствовало сильному «левому крену» у западной интеллигенции. Даже не переходя на личности, можно констатировать: исторический опыт показывает, что всякого мыслящего человека волновала не только его личная судьба, но и судьба мира (народа, страны, планеты, человечества – как угодно). Как бы пафосно это не звучало, истинного художника не оставляла равнодушным чужая нищета, чужая несвобода и чужие унижения. Рецепт «будешь счастлив ты и твоя семья – будут счастливы все» в данном случае не срабатывал… Да и вообще, большинство великих (а мы говорим только о творчестве) были не слишком-то расчетливыми. А потому и отдавали свои предпочтения именно левой идее. Глядя на мир сквозь розовые очки, во всем мире видны были красные флаги…
Любопытно то, что хотя теоретически мир и разделен на две идеологические половины, практически существует только левая идея и то, что противостоит (и противоборствует) ей. У правых нет главного, определяющего лозунга как такового. Это вполне понятно, потому как лозунг, объединяющий людей, должен быть окрашен в какие-то романтические цвета. Не могут же правые на своих плакатах писать: «Деньги! Деньги! Деньги!» - что, по сути, и является реальным лозунгом (целью) всех правомыслящих.
Впрочем, мир можно разделить не только на левых и правых, но и на романтиков и циников. Левая идея, безусловно, - идея романтиков. Конечная установка которой хотя и утопична, зато как утопично привлекательна! В советское время всех великих художников прошлого пропагандировали именно по той причине, что почти все они исповедовали идеи, не слишком далекие от идей социализма. Вот одна любопытная история.
Член английского парламента Эмрис Хьюз вспоминал: «В 1959 году мне довелось присутствовать в Москвена юбилейном вечере, посвященном 200-летию со дня рождения Роберта Бёрнса. Когда закончилась торжественная часть, ко мне подошел советский министрсвязи и вручил конверт с марками. На каждой из марок был портрет шотландского барда. Признаться, я испытал в эту минуту острое чувство стыда. Министр, разумеется, чувствовал вполне законную гордость: ещё бы, в России выпущены марки с портретом Бернса, а в Англии — нет! Я готов был сквозь землю провалиться, хотя моей вины в этом не было. Чтобы не страдать от сознания ущемленной национальной гордости в одиночку, я решил пристыдить тогдашнего премьер-министраАнглии Гарольда Макмиллана, благо он тоже был в это время в Москве. На приеме в английском посольствея вручил ему свой презент — две марки с портретом Бёрнса. С недоумением взглянув на них, Макмиллан спросил: «Что это?». «Русские марки, выпущенные в честь Бёрнса», — ответил я. — Можете наклеить их на конверт и отправить нашему министру почт письмо с уведомлением, что Россия обогнала Великобританию в этом деле»…»
В то время Россия действительно перегнала не только Великобританию, но и все страны в деле пропаганды мирового искусства. После упоминания имени Роберта Бернса, написавшего песню «Над пропастью во ржи», уместно вспомнить и американского писателя Джерома Д. Селинджера, который использовал название этой песни для своего нашумевшего романа. Селинджер также был отнюдь не правого толка… И любопытно, что книга «Над пропастью во ржи», запрещенная в нескольких странах и некоторых штатах США, была издана в СССР.
Нынешний, XXI век, к сожалению, не принадлежит романтикам, и левой идее в нем почти нет места. Это и есть основная причина стагнации и даже загнивания искусства во всем мире. Ну и пусть, решили топ-менеджеры правого мира, ведь любое талантливое искусство несет левые идеи. Не будет левых идей – не будет и истинного искусства, и, соответственно, наоборот. Хотя это уже не страшно. Не шатались бы основы западного мира… Чтобы все сказанное не звучало голословно, самый момент пройтись по персоналиям. Причем стоит подчеркнуть: речь идет исключительно об идеологических взглядах художников, а не только об их отношении к Советскому Союзу или о принадлежности к какой-либо партии.
ЛИТЕРАТУРА
В начале коротко об одном событии. В конце июня 1935 года в Париже состоялся международный конгресс писателей в защиту мира и культуры, на котором активно обсуждалась тема приближающегося фашизма. Советский Союз представляли такие именитые писатели, как Борис Пастернак, Исаак Бабель, Алексей Толстой, Якуб Колас, Илья Эринбург.
Из письма Ильи Эринбурга: "Нам удалось собрать наиболее читаемых и почитаемых: Генриха Манна, Брехта, Арагона, Толлера. Конгресс приветствовали Хемингуэй, Драйзер, Джойс. В президиум Ассоциации, которую конгресс создал, вошли Ромен Роллан, Горький, Томас Манн, Бернард Шоу, Андре Жид, Генрих Манн, Барбюс. Конгресс продолжался пять дней, и неизменно огромный зал "Мютюалитэ" был переполнен; громкоговорители передавали речи в вестибюль; люди на улице стояли и слушали. Газетам, сначала решившим замолчать конгресс, пришлось уделить ему немало места. Даже Гитлер не выдержал и в гневе заявил: «Большевиствующие писатели - это убийцы культуры!»…»
Роман Кармен, Эрнест Хемингуэй и Йорис Иивенс
Действительно, все вышеперечисленные писатели были, скажем так, откровенно левыми. А вот несколько кратких политических «биографий» нобелевских лауреатов-писателей.
Бернард Шоу. Единственный в мире писатель, который был и лауреатом Оскара, и лауреатом Нобелевской премии (от которой, впрочем, отказался – левые романтики!). Он не только проповедовал истинно левые взгляды, но и полностью поддерживал политику Советского Союза. В 1930-е годы Бернард Шоу совершил поездку по СССР и встретился с И.В. Сталиным. В предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он пытался подвести "теоретическую базу" под репрессии ОГПУ против врагов народа.
А.В. Луначарский, К.С. Станиславский и Бернард Шоу
Ромен Роллан. Нобелевский лауреат. Активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Октябрьскую революцию и уже с 20-х активно общался с Максимом Горьким. В 1935 г. писатель по приглашению приехал в Москву, где встречался со Сталиным, и позже в своем письме Сталину Роллан заявил: «Единственно настоящий мировой прогресс неотделимо связан с судьбами СССР... СССР является пламенным очагом пролетарского интернационала, которым должно стать и которым будет все человечество... Обязательным долгом во всех странах является защита его против всех врагов, угрожающих его подъему…»
Томас Манн. Нобелевский лауреат, также не скрывавший своей симпатии к социалистам. Кстати, впоследствии один из его лучших романов - «Смерть в Венеции» гениально экранизирует еще один великий коммунист – Лукино Висконти.
Жан Поль Сартр. Нобелевский лауреат, демонстративно отказавшийся от Нобелевской премии. Сартра смущала «буржуазная», и ярко выраженная антисоветская ориентация нобелевского комитета. «В нынешних условиях, — заявил он, — Нобелевская премия объективно выглядит как награда либо писателям Запада, либо строптивцам с Востока. Ею, например, не увенчали Пабло Неруду, одного из крупнейших поэтов Америки. Речь никогда всерьёз не шла и о Луи Арагоне, который, однако, еу вполне заслуживает. Достойно сожаления, что премию присудили Пастернаку прежде чем Шолохову, и что единственное советское произведение, удостоенное награды, — это книга, изданная за границей...» Сартр всегда отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «самоучки» (если вспомнить самый знаменитый его роман «Тошнота»), участвовал в протестах против Алжирской и Вьетнамской войн, против вторжения американских войск на Кубу, был участником революции во Франции 1968 г.
Жан-Поль Сартр и Че Гевара
Альбер Камю. Нобелевский лауреат, писатель и философ, представитель экзистенциализма, которого еще при жизни называли «совестью Запада». Он никогда не скрывал своих левых взглядов, состоял во Французской коммунистической партии, был редактором леворадикальных оппозиционных газет «Альже републюкен» и «Суар републюкен», на страницах которых выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского населения Алжира (обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны). Во время войны Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба». После войны начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Однако лучшие его произведения («Посторонний», «Чума», «Калигула») написаны именно в «левый» период. И как бы ни колебались его политические убеждения (от социализма до анархизма), едва ли Камю ушел далеко вправо…
Именно левые писатели основали новое авангардное искусство, провозглашая абсурдность мира (хотя именно этим искусством, имеющим, безусловно, левые корни, очень лихо воспользовались правые в современном обществе, в частности в нынешней России)… Впрочем, и писатели, развивающие классические традиции, также придерживались откровенно левых мировоззрений.
Так, Нобелевский лауреат и самый яркий представитель направления магического реализма, латиноамериканский писатель Габриэль Гарсия Маркес никогда не был аполитичен, всегда придерживаясь левых взглядов. 1 мая 2003 г. более 160 иностранных писателей, артистов и других знаковых интеллектуалов современного мира приняли декларацию "К совести мирового сообщества", направленную в поддержку Кубы. Помимо Маркеса свои подписи поставили и другие нобелевские лауреаты из Латинской Америки. К ним также присоединилась южно-африканская писательница Надин Гордимер, тоже являющаяся нобелевским лауреатом. Среди известных североамериканцев, решивших поддержать остров Свободы, были также певец Гарри Белафонте и актер Дэнни Гловер.
Габриэль Гарсиа Маркес и Фидель Кастро
Теодор Драйзер, знаменитый американский писатель в 1927 г. принял приглашение посетить СССРи принять участие в праздновании годовщины Октябрьской революции. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал во многих городах СССР, встречался с Владимиром Маяковскими Сергеем Эйзенштейном, а после опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию». Писатель часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В избирательной кампании 1932 г. поддержал кандидата американской компартии. В этом же году был членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.
В компартии США состоял и основатель «крутого детектива» и жанра «нуар» Дэшил Хэммет (автор знаменитого «Мальтийского сокола» и «Стеклянного ключа»). Он занимался политической деятельностью (в том числе в организации "Советская Россия сегодня"), за что был включен в "черные списки" сенатора Маккарти, требовавшего изъять все книги писателя из библиотек. В 1951 г. был обвинен в антиамериканской пропаганде за активно выражаемые симпатии к коммунистической партии и провел полгода в тюрьме.
Французский поэт Луи Арагон, член Французской коммунистической партии, в 1932 г. посетил СССР в составе интернациональной бригады писателей, изучавшей новостройки социалистического Урала. Свои впечатления от поездки он отразил в написанном по горячим следам цикле стихов «Ура, Урал!». В 1957 г. Арагон стал лауреатом Ленинской премии за укрепление мира между народами. Другой французский поэт – Поль Элюар, как и многие другие сюрреалисты, также был членом компартии.
Григорий Александров, Эльза Триоле, Луи Арагон и Любовь Орлова
Впрочем, не только западная интеллигенция тяготела к левым мировоззрениям – в компартии Японии состоял японский писатель Такидзи Кобаяси. За участие в протестах против японской агрессии в Китае, вынужден был уйти в подполье, однако был арестован политической полицией и умер под пытками. В Японии он популярен до сих пор, а его книга «Краболов» в 2008 г. была издана тиражом в 500 тыс. экземпляров.
Японский писатель и поэт Нома Хироси (автор культового романа «Зона пустоты»), тоже состоял в компартии Японии, был арестован из-за участия в 1930-х годах в студенческом марксистском движении и около полугода провёл в военной тюрьме.
И знаменитый Кобо Абэ (писатель, драматург и сценарист), один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве, состоял в коммунистической партии.
Не скрывал своих левых взглядов и Нобелевский лауреат Кэндзабуро Оэ. Любопытно, что в отличие от многих зарубежных стран, где до присуждения ему Нобелевской премии (а произошло это только в 1994 году) произведения Оэ почти не переводились и не издавались, в СССР читатели имели возможность знакомиться с его романами уже с начала 70-х гг. При этом роман «Опоздавшая молодёжь» (1962) был переведён дважды, а тираж отдельных изданий неоднократно переиздававшихся переводов «Футбола 1860 года» (1967) и «Игр современников» (1979) составил 100 000 экземпляров.
Кэндзабуро Оэ
Немецкий поэти драматург(один из ярчайших фигур экспрессионизма) Эрнст Толлер и вовсе был революционером, какое-то время возглавлял Баварскую Советскую Республику, после падения которой несколько месяцев скрывался (среди прочих ему помогал еще один небезызвестный левый поэт Райнер Мария Рильке). Несмотря на старания друзей Толлер все-таки был схвачен и осужден на пять лет тюрьмы… Знаменитый испанский драматург Гарсиа Лорка как республиканец и коммунист в 1936 г. был арестован националистами правого толка и на следующий день убит… Ярослав Гашек, автор знаменитого романа о бравом солдате Швейке, состоял в компартии и был комиссаром Красной армии.
Ярослав Гашек. 1920 г.
О левых политических пристрастиях Герберта Уэллса, родоначальника фантастического романа («Война миров», «Человек-невидимка»), так же написано предостаточно. Трижды он посещал СССР (в 1914, 1920 и 1934 годах), где встречался с Лениным и Сталиным.
В.И.Ленин и Герберт Уэллс
Знаменитый немецкий писатель Лион Фейхтвангер по приглашению советского правительства в 1937 г. посещает СССР, после чего написал книгу «Москва 1937», где в восторженных тонах рассказывает о Советской России.
Лион Фейтхвангер и И.В. Сталин
Американский драматург Артур Миллер также придерживался «левого курса». В 1949 г. сторонники правого крыла пикетировали кинотеатр, где демонстрировался фильм по его пьесе «Смерть коммивояжера». Причем в это же время Миллер создал «Тяжкое испытание» - об «охоте на ведьм». И это в самый разгар маккартизма! В 1956 г. комитет по расследованию антиамериканской деятельности нашел предлог вызвать в суд Миллера, но тот отказался назвать имена людей, с которыми встречался на коммунистических митингах… Еще один знаменитый драматург Бертольд Брехт состоял в компартии, и был лауреатом Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народам
|