ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРЬКО… / Наша страна теперь поделена на каждого из нас / Елена Сазанович, член Союза писателей России.
Государство – это человек. Его мозг – политика, его тело – экономика, а душа, конечно, – культура. Если отключится мозг, наступит анархия и беспредел. Если перестанет работать тело – ждет голод и разруха. Если погибнет душа – ничего уже не будет. Просто ничего. Пустота. И никакой надежды – ни на прошлое, ни на настоящее, ни на будущее… И если кто-то решит окончательно и очень быстро разрушить еще какое-нибудь государство, пусть он смело действует по нашей, проверенной схеме. Начиная с души.
Мы выживали и в полнейшем беспределе, и в самых страшных войнах, в голоде и разрухе. Но мы никогда не выживем, если окончательно уничтожат нашу культуру, то есть нашу душу, проще говоря – нас.
Хотя ангелы говорят, что душа бессмертна, бесы это успешно опровергают. И после нас уже не останется ничего. Мы будем товаром на один день, то есть на одну жизнь. И эта жизнь пройдет механически, бесстрастно, бесцельно. Но, наверное, нам не страшно будет умирать. Потому что умирать будет не за что: ни за будущее, ни за прошлое, ни даже за самих себя. Потому что мы уже осознаем, что мы – ничто. Использованная вещь. Даже не удобрение для истории. Потому что истории тоже не будет. Ведь нам на смену придут такие же механические человеки, имеющие лишь физические обозначения чувств. Знакомых нам по школьной программе. Чувство голода. Чувство жажды. Чувство наживы. И самые лучшие из них будут иметь еще одно чувство – бесконечной пассивной депрессии. Но таких с каждым годом будет все меньше. Они тоже будут мешать. И они либо сами себя истребят, либо их быстро истребят другие.
© Сергей Трусевич (89629914394@mail.ru)
Похоже, излюбленная мечта фантастов начинает сбываться. Столько лет фантазировали о роботах, полностью заменяющих человека! А все оказалось так просто. Не нужно придумывать гениальных схем устройства человекоробота, затрачивать бешеные деньги на опыты. Надо всего лишь уничтожить культуру. То есть человеческую душу. Роботы бы обошлись миру дороже. Человек же гораздо дешевле. Он рождается естественным путем, почти даром, и – если он не обладает душой – ему просто нет цены. Безропотный, смирный, отмороженный механизм. Из этого материала уже можно лепить все что угодно.
Похоже, авторы этого «проекта» и сами не ожидали такого успеха. И такого желания человека стремиться к плохому, а не наоборот. К примитивному, а не наоборот. К легкому, а не наоборот. Они сами не ожидали, что человек оказался гораздо продажнее и ничтожнее, чем о нем думали на всем протяжении развития человечества. Когда самые великие умы гордо назвали его с большой буквы и пытались искусством, наукой, примером подвига возвести до небес. Возможно, ему было стыдно, и он пытался стать на цыпочки и дотянуться хотя бы до электрической лампочки. Теперь уже не пытается...
Культура. Сегодня это слово звучит почти некультурно. Потому что культуры уже нет. Она еще остается где-то в прошлом, но это прошлое так легко стирается, так легко забрызгивается грязью, так легко подменяется. И если интеллигенция прошлого была самой интеллигентной в мире, то нынешняя – самая неинтеллигентная. Зачем нам Пушкин, Толстой, Чехов, если сегодня массово растиражированы – на экранах и в книжных магазинах – средненькие пушкины, толстые и чеховы?!
Клонирование фамилий, лиц, произведений – какой легкий и виртуозный способ уничтожения настоящей фамилии, настоящего лица, настоящего произведения…
Главное, чтобы их оказалось побольше, чтобы они были бездарны, в лучшем случае – бесцветны, и существовали лишь один день. А если что-то талантливое и появится (как-то кое-где у нас порой), о нем так легко умолчать, утоптать, усреднить. Конечно, лучше, чтобы все-таки не появлялось. Поэтому о человеке, обладающем мало-мальским талантом, следует подумать заранее. И создать для него все условия, чтобы он раз и навсегда забыл слово «творчество».
Искусство превратилось в шоу-бизнес.
И, как ни прискорбно, самой способной к дрессировке оказалась наша интеллигенция. Русская интеллигенция, которая веками шла против течения, сегодня мирно вписалась в поток. Неужели всего лишь за тридцать серебреников? Пожалуй, за гораздо большее. Не просто за то, чтобы выжить, а чтобы жить хорошо. Вот с этой дрессированной интеллигенции все и началось. Духовное падение общества с подачи людей, призванных сохранять и усиливать духовность. Похоже, ими все и заканчивается. Поскольку первой она и получила по мозгам.
На сегодняшний день интеллигенция уже никто, ничто и звать ее никак. Она исчезла как класс. Равно как класс рабочих и крестьян. Судя по телевидению, остался класс чиновников, бандитов, бизнесменов и класс бедноты, подавляющий в своем количестве. И, безусловно, класс шоу-бизнесменов, которые и пришли на смену нашей славной интеллигенции.
И речь не идет о правом или левом искусстве. Любое талантливое искусство опасно. Потому что заставляет думать. А это сегодня – ненужные проблемы.
Думающий человек вселяет тревогу. Потому во что бы то ни стало (и побыстрее) нужно создать целый пласт бездарности и назвать это нормой. И изредка выпускать на свет очередную серость, называя ее (мимоходом и временно, чтобы не зарывался и не стремился к большему) гением (суперзвездой). Потому как очень уж мешают историческому процессу эти гадкие гении прошлого, столь накуролесившие за всю историю. Но ничего. И с ними можно справиться. И клонирование поможет. И умолчание. И переделка на свой, изощренный лад. Где-то подсократить, где-то переставить местами, героев назвать героинями, да и вообще – просто исключить из школьной программы, в конце-концов внести в черный список!..
Да мало ли способов борьбы с этими гениальными покойниками. С того света докричаться до правды не сумеют. А защищать их уже ни у кого не возникает желания. Своих проблем по горло.
Настоящее же искусство не просто заставляет думать. Оно зовет на подвиги (упаси боже теперь вообще заикаться о подвигах!), оно призывает к справедливости, равенству, к красоте, доброте, всеобщему счастью.
Настоящее искусство всегда поднимало смертельно раненых, заставляло побеждать в войнах, возводить города. Переворачивать целый мир своими блестящими идеями…
Но нам теперь не нужно поднимать раненых на ноги – и здоровые зачастую лишние, нам не нужно выигрывать войны – мы их с удовольствием проиграли, нам не нужны новые города – и эти невозможно содержать в порядке. И тем более нам не нужны блестящие идеи. И так столько с ними намучились, чуть было не пришли с ними ко всеобщей гармонии. Сегодня это очень опасные идеи опасной души. Тем более они давно громогласно названы преступными. Несмотря на то, что им поклонялись все великие умы, гении всех времен и народов, начиная от Иисуса Христа. И вряд ли кто-то с ходу назовет хотя бы одного великого человека, который бы отрицал равенство, справедливость, доброту, всеобщее счастье.
Те, кто это отрицает, просто не сможет творить. Для великих произведений нужна великая душа и великие идеи.
Но у нас сегодня нет даже не просто идей, убывает последнее – наша душа. Поэтому мы так легко воспринимаем все уродливое, убогое, бездарное, никчемное. И выдаем его за истину. Оказывается, как легко нас дрессировать!
Впрочем, любую подлость при помощи словесных манипуляций можно назвать благородством, любое убожество – красотой, любую агрессию – проявлением воли. Все – во имя спасения ближнего. И за одну слезинку ребенка продать души всех наших детей… Мы уже не умеем творить. Мы не умеем любить, дружить, совершать поступки, ценить прекрасное, бороться за счастье. Сегодня же думать об абстрактном будущем какого-то абстрактного государства и сомнительных потомках – слишком большая роскошь и пустая трата времени. И нам остается думать лишь о настоящем. И мы заковываем себя в рамки этого настоящего.
Наша страна теперь поделена на каждого из нас, у каждого своя страна, которая умещается в рамки квартиры, машины, дачи (у кого что есть). Можно сказать, что каждый из нас сегодня живет в отдельном обществе, где все общество – это он сам. Личные пристрастия и взгляды, личные экономические и культурные отношения. Живет в отдельном мирке, а общего мира не имеет. И за эти рамки никто выйти не хочет. Кто боится, кто устал, кому плевать, а кому просто лень.
Мы живем только сегодняшним днем, прекрасно осознавая, что все равно умрем. И не желая думать, что за рамками каждого отдельного мирка существует целый мир, вселенная. И будущее.
Возможно, в это трудное время нам смогло бы помочь искусство? Но одно ушло в прошлое (мы дали ему уйти), а сегодняшнего нет (мы дали ему не быть). И мы дали себя сделать такими – роботами, в которых правильно работает все. И тело, и мозг, и даже чувство голода. Но только не душа. Душа вместе с благородным и честным прошлым уходит в прошлое. Нам же остается жалкое настоящее. И очень, очень пустынное будущее, я даже допускаю, что в экономически развитой стране с умными политиками. Но без души. Душа в пустыне не нужна. Там нужно трудиться, не думая – для кого и зачем. Об этом роботам думать не нужно. У них нет родины, любви к ближнему и ностальгии по прошлому. Роботам и так хорошо. До тех пор, пока их заржавевшими не выбросят на свалку. Но только не на свалку истории. История роботам тоже не нужна.
Мы добровольно пошли на этот фантастический эксперимент над собой. Нам даже за это не заплатили. И фантастика – так удивительно легко, с нашего согласия – стала явью. Только, пожалуйста, не нужно больше вспоминать о наших предках. О том, какой когда-то была наша страна. Давайте не оскорблять прошлое своими воспоминаниями. Которые у нас еще остались, но которых тоже вскоре не будет. Воспоминания в новой стране – тоже лишние и опасные…
Так что – до свидания, эпоха человека. Или даже – прощай. К сожалению, народ оказался недостойным ни своей великой истории, ни своей великой страны, ведь именно с его молчаливого согласия мы потеряли и историю, и страну…
Значит, ошибся все-таки классик. Истина оказалась совсем другой, потому что человек – это звучит горько.
|