ГЕОПОЛИТИК▲ Среда, 04.12.2024, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Главредная колонк▲

ГЕОПОЛИТИКА
Сергей Александрович Есенин.
Избранное избранного

21 сентября (3 октября) этого года исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, а 28 декабря исполнится 90 лет со дня его трагической гибели... Биография, написанная им, нарочито прозаична. Нарочито лаконична. Умещается в пару страниц. Он сам так захотел. "Что касается остальных "автобиографических сведений, - они в моих стихах". Он так хотел, чтобы его читали, а не изучали. Пожалуй, ничья воля не была так нарушена, как воля Сергея Есенина. Его жизнь не просто раздраженно рассматривали под лупой. Не просто невростенично разглядывали под микроскопом. Любовь его топтали. Над трагедией судьбы глумились. Над душой просто измывались. А его гений забрасывали грязью. И более того - его судьбу судили! Кто?! Не судимы - да не судимы будете... Но как правило судят те, кто более всего суда достоин. Исторического. Нравственного. Какого угодно суда... Его биография - нарочитый протест против своих стихов. Есть поэты, бесцеремонно вторгаться в жизнь которых не стоит. Это поэты, которых поцеловал ангел. Оставив им право на неангельскую жизнь. А у кого она ангельская? Пусть тот бросит в Есенина хоть один камешек... Даже если он дорого стоит... Извините, Сергей Александрович. Гений не прощается. Ни в прошлом. Ни в настоящем. Ни в будущем. Такова плата толпы негениев...
Полностью материал
читайте на главной странице

ГЕОПОЛИТИКА



Страна потерянной мечты



Карта мира лучше карты войны



Война без войны



Берегитесь детей!..



Минуты молчания


Информ.партнеры

VII

Московский

РОССИЙСКИЙ

VII


 

Владимир Путин: «Мы всегда будем помнить, что именно Россия, Советский Союз сорвали человеконенавистнические, кровавые, надменные планы нацистов, не позволили фашистам завладеть миром. Наш солдат отстоял свободу и независимость, защищая свою Родину, не жалея себя, освободил Европу и одержал победу, величие которой навеки останется в истории… Мы помним, что значит трагедия войны, и сделаем всё – всё, чтобы никто и никогда не посмел её вновь развязать, не угрожал нашим детям, нашему дому, нашей земле. Сделаем всё для укрепления безопасности на планете. Победа в мае 45-го – это набат, утверждающий жизнь без войны, это святой символ верности Родине, которая живёт в каждом из нас, символ единства многонационального народа России, его безграничной преданности своим корням и своей истории…»

Москва. Военный парад в честь 68-й годовщины Великой Победы. 09.05.2013

▼OX POPULI

ГЕОПОЛИТИКА

Изоляция России?
Каждый второй россиянин (50%) считает, что изоляция России от Запада крайне маловероятна, а 13% наших сограждан уверены, что это практически невозможно. В свою очередь, около четверти опрошенных (28%) склонны полагать, что подобный сценарий вполне возможен, а 4% участников опроса заявляют, что это непременно произойдет. Вероятность подобного развития событий чаще других допускают жители Москвы и Санкт-Петербурга (34%) и сторонники непарламентских партий (38%). В случае если Россия окажется изолированной от западного мира, это никак не повлияет на нашу страну - таково мнение 47% наших сограждан. Данную точку зрения разделяют как молодые люди (46% 18-24-летних), москвичи и петербуржцы (45%), так и респонденты в возрасте 45-59 лет и жители малых городов (47%). Больше других в этом убеждены сторонники «Справедливой России» (54%). Однако 46% респондентов все же прогнозируют те или иные перемены для российского государства. При этом более четверти опрошенных (29%) опасаются отрицательных последствий изоляции России от Запада, и в первую очередь об этом упоминают молодые люди (34% от 18 до 34 лет), а также респонденты с невысоким доходом (35%). А 17% респондентов ожидают только положительных результатов. Плюсы подобного положения отмечают, прежде всего, жители обеих столиц (24%) и приверженцы КПРФ (22%).
[ ВЦИОМ, 23.04.2014]

Стрны Геополитики
ГДЕ ЧИТАЮТ "ГЕОПОЛИТИКУ":
Россия. Украина. Беларусь. США. Латвия. Казахстан. Болгария. ФРГ. Армения. Чехия. Великобритания. Польша. Канада. Бразилия. Исландия. Молдова. Мексика. Азербайджан. Кыргызстан. Франция. Новая Зеландия. Испания. Сербия. Швеция. Финляндия. Венесуэла. Грузия. Израиль. Италия. Аргентина. Финляндия. Китай. Узбекистан. Австралия. Литва. Эстония. Румыния. Португалия. Кот-д*Ивуар. Ирландия. Вьетнам. Босния и Герцеговина. Норвегия. Греция. Хорватия. Республика Корея. Венгрия. Австрия. Турция. Сирия. Нидерланды. Египет. Швейцария. Туркмения. Бельгия. Ливия. Япония. Южная Корея. Малайзия. Словакия. Индия. ОАЭ. Таджикистан. Ливан. Таиланд. Кипр.

Сттинформбюро

ГЕОПОЛИТИКА

82,3 процента
Таков рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина, который вышел на новый максимум в конце марта, зафиксированный ВЦИОМ. Столь высокий уровень одобрения работы президента связан, в первую очередь, в связи с вхождением Крыма в состав Российской Федерации и тяжелой обстановкой в Украине (эти события назвали главными за прошедшую неделю 71% респондентов). Одобрение деятельности президента РФ продолжает расти второй месяц подряд. Так, за неделю перед опросом рейтинг Путина вырос с 75,7% до 82,3%, а с начала года – на четверть (с 60,6% в январе до 74,4% в марте). Таким образом, данный показатель существенно приблизился к значению шестилетней давности (82,9% в феврале 2008 г.). Жители Москвы и Санкт-Петербурга, в целом, склонны давать более низкую оценку работе президента, чем россияне в среднем, однако в последние месяцы уровень одобрения работы Владимира Путина среди москвичей и петербуржцев также значительно вырос, а к опросу достиг рекордных значений за шесть лет - 81,5%. (ВЦИОМ, 27.03.2014)


Шахматная доск


Неолибералы против Путина



России нужна новая Военная доктрина



У России и НАТО нет доверия



Чтобы выжить человечеству надо измениться


Стртегия будущего


Умственное падение общества



Детский подход к госполитике



Сбой в политической системе



Нужна ли Медведеву своя партия?


Конспирология


Призрак фашизма бродит по миру



Саакашвилизация Грузии



Внеблоковые маневры Украины


Ближнее зрубежье


Польша - на понижение евроинтеграции



"Дальняя дуга" Беларуси



Катыньстрофа



Марши эсэсовцев


Политэкономик


Россия может распадаться до средневековья…



Приоритеты отдаются «громким» проектам



С Камчатки некоторые возвращаются…


Пртнеры
Международный Институт Институт БЕЛЫЙ ПОИСК РУССКОЕ ПОЛЕ


РУССКИЙ STIL-2011

еленаСАЗАНОВИЧ_МАГИЧЕСКИЙреализм

ДОМИК КИНО Елизаветы Трусевич
СтоЛент
 

GEOCATACLYSM

Content on this page requires a newer version of Adobe FlashPlayer.

Get Adobe Flash player



ЧЕРОМАФИЛЬМ 




Главная » 2009 » Июль » 18 » ЛИТПРОСВЕТ
20:40
ЛИТПРОСВЕТ

ГЕОПОЛИТИКА ПОЭЗИИ / Красота спасает мир уже давно, а поэзия помогает ему не потерять голос / Максим Замшев, Член Союза писателей России, секретарь исполкома МСПС

Поэзия… Сколь значимо это слово для мировой цивилизации и сколь судьбоносно его значение для будущего мира! Когда рассуждают о будущем поэзии, когда ставят под сомнение ее значимость, мне, ей Богу, становится смешно. Что как ни поэзия является главным выражением национального духа народа, что как ни поэзия ведет человека к абсолютному представлению о красоте мыслей, чувств, отношений?!

Мне приходилось слышать от многих серьезных писателей нечто демагогическое: что за дело стихи писать? Это каждый дурак может. Заблуждение, которое, конечно можно прощать или не прощать, но лучше разобраться, от чего оно происходит, и какова реальная ситуация в русской и мировой поэзии. Здесь надо выделить, как мне представляется, несколько системных пунктов, без которых понять будущее поэзии будет затруднительно тем, кому небезразлично существование этого самого высокого из видов искусств.

ЛЕГКО ЛИ ПИСАТЬ СТИХИ?

В первую голову, придется развеять высоколобое писательское утверждение, что писать стихи легко. Корни этого заблуждения в том, что высочайшие образцы поэзии, необычайно кларистичны. Гармоничная совершенная красота создает ощущение обманчивой легкости, легкости возможного подражания и повторения. Это вам не рядовая проза, и не тома диссертаций, где подчас результат достигается часами, проведенными за столом!

Увы и слава Богу, количество переходит в поэзии к качество вовсе не обязательно. Запечатление краткого лирического мига – вот задача поэзии, а оно не может быть мучительным. На эту тему рассуждал, кстати, не самый ярый враг фундаментальности в искусстве И. В. Гете, утверждая, что в творчестве не должно быть ничего мучительного. Но мало кто ведает, какую жизнь надо прожить, чтобы добиться такой быстрой и немучительный аккумуляции впечатлений!

Поэзия всегда чудо. Как она появляется до конца определить невозможно. Создать ее удается избранным, и человечество никогда не сможет отказаться от сладкой участи внимать этим избранным. Будущее поэзии - бесспорно. Но также бесспорно, что это чудо обрастает массой земных обстоятельств: одни действительно избраны, другие только сами так считают. За поэзией охотятся обстоятельства, творцов ждет великое число соблазнов отказа от служения. Это есть литературный процесс, о котором в контексте анализа литературной и тесно прилагающей к ней социально-политической компоненты, стоит сказать несколько слов.

КОММЕРЦИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ РЕГРЕССА

Я очень не люблю ориентироваться на некую сумму мнений о литературе. Это то, чем многие годы грешит наша литературная наука, страшно далекая не только от народа, но и от самой литературы. Увы, последние десятилетия, полные каждодневного человеческого ускорения и бесконечного выматывания жил в борьбе за существование, как-то не отвечают пристальному чтению, чтению, когда душа не дремлет, а все человеческое вещество впитывает энергетические потоки, которыми неизменно и обязательно пронизан любой художественный текст. Такая нехватка времени и дефицит духовных усилий приводит к тому, что многие высказываются о том, чего не читали и в глаза не видели, и систему своих мнений строят на этих заведомо непроверенных, а порой и ложных постулатах.

Отсюда рождаются чудовищные «истины», которые цинично тиражируют верные слуги книжно-издательского бизнеса. Одна из них звучит так: поэзия не коммерческий товар, его никто не купит, а клевать будут только на известные имена типа Евтушенко, Вознесенского, Дементьева, Макаревича или просто на сочинителей убогих текстов известных песен.

Как человек, стремящийся во всем сохранить чистый  и прямой подход, и, отметая все отрицательное и положительное, что знал и слышал, а также свой прежний, не очень запоминающийся читательский опыт, я решил внимательно почитать, для примера, Евгения Евтушенко, недолго думая, купив в первом попавшемся книжном его первый попавшийся двухтомник.  Боже мой, друзья моя! Несчастное сердце мое заколотилось в бешеном ритме от величайшей несправедливости. Это вот то единственное, что проходит сквозь коммерческое сито? Я знаю сотни русских поэтов, которые неимоверно выше этой словесной белиберды и рассчитанных на разные власти внешних эффектов.

Но полно, не будем горячиться. Явление есть явление. Может быть, меня гложет зависть к таланту или во мне вы вырабатывается некий комплекс неполноценности? Ведь число поклонников Евтушенко велико, и многие превозносят его на пьедестал весьма искренне, и при этом их не назовешь людьми совсем уже темными и неначитанными. Не бывает так, чтобы я один был умный, а все остальные дураки. Случаи тотального затмения мозгов в истории известны, но все же достаточно редки. Значит, надо разбираться. Значит, не стоит уповать и лелеять первую эмоцию от чтения. Надо дать Евтушенко и другим «кумирам» шанс, почитать еще, вникнуть. Я выбрал время, коего в наше время, увы, не так уж много, и стал вчитываться в тех поэтов, которые имеют всенародную популярность. Результаты этого эксперимента не сильно отличались от моих первых впечатлений. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, - эффектно, ловко, но ничего, что затрагивает по-настоящему, сплошная риторика, декларативность, Ахмадулина – претензии на тонкость, но исполнение весьма корявое, Макаревич – просто беспомощно, Дементьев – без комментариев. Но все эти мои эмоции не отменяют их популярность! На мое мнение можно плюнуть и растереть! В чем же тайна? Есть ли во всем этом хоть капля здравого смысла?

Тайна сия не так уж велика, как может показаться на первый взгляд. Вспомним жизнь благословенного, и так трагического преданного и погибшего советского общества. На этой прекрасной мифологической теперь Атлантиде было много разного. Я вовсе не сторонник выявлять в советском общественном устройстве признаки махрового тоталитаризма. Свободы в нем, как теперь выясняется, было больше, чем в тупом капитализме, к которому теперь скатился весь мир. Жаль, раньше этого не понимали даже поэты. Но отрицать некую регламентированность в общественном и человеческом устройстве тех лет едва ли целесообразно. Эта регламентированность обеспечивала в обществе стабильность и комфорт. Упорядоченность и унифицированность жизни гарантировали уверенность в завтрашнем дне.

Платой, неким противовесом в подобной ситуации естественным образом выступала некоторая нехватка духовного и физического маневра. Требовалось, чтобы отдельный индивидуум соответствовал правилам игры. Вода, как известно, всегда течь найдет. Общество наивно грезило о свободе, пыталось к ней стремиться. Но осознать свободу как недюжинное напряжение внутренних сил, как внутреннюю работу и борьбу было дано немногим. Большинство стремилось к этой свободе более ясными средствами. В социуме выработался своеобразный заказ на свободу. И поэзия, а также ловкие стихотворцы выполнили подобный заказ с блеском. В советских условиях, при весьма спокойной, «застойной», как ее потом назовут, жизни, чтение, книга как таковая воспринимались как путь к этой свободе. Люди читали, чтобы получить ответы  на терзающие их вопросы. Поэзия вошла в каждый дом, определенная поэзия, поэзия, которую ждали, поэзия, построенная на иллюзии вольнодумства. Книги предавались из рук в руки. Глубина как таковая не приветствовалась. Глубина и социальный заказ понятия несовместные. Книги поэтов были нацелены изначально на эффект, на фокус, на широкое понимание. (Конечно, я говорю не обо всех поэтах той поры. Только о кумирах.) А в силу того, что мерзкая бацилла рынка еще не разъела книготорговую сеть, поэтический сборник легко достигал каждого, кто хотел его иметь.

Потом, не без помощи народных кумиров, «прорабов перестройки», империя рухнула. Издательское дело попало в руки людей, в чьи интересы никогда не входили ни литература, ни вообще гуманитарные ценности. Они подхватили несколько дряхлых поэтических брендов и выставили их на продажу. Для приличия. Все-таки кумиры. А всех остальных сбросили с корабля современности. В обществе, измученном борьбой за существование, введенном в глубочайшую депрессию, было уже не до свободы, и не до яркой ее выразительницы поэзии. Да и вообще не до серьезной литературы. Чтение стало восприниматься, как развлечение, как отвлечение от тягот жизни. На авансцену вышли иные жанры, а популярность обрели тексты один низкопробней другого. Издатели стали смеяться в лицо поэтам, указывая на смехотворные цифры продаж поэтических книг, и будущее поэзии самым тесным образом увязалось с благородным андеграундом и с легким налетом маргинальности.

Грустно?

Закономерно.

Возможно, из этой временной ссылки поэзия и поэты извлекли немало полезного. Результаты мы уже видим и еще увидим.

О ЧЕМ ШУМИТЕ ВЫ, НАРОДНЫЕ ВИТИИ?

Все выше сказанное касается социальной составляющей поэзии и в некоторой степени ее прошлого. Это попытка объяснить то положение, в котором оказалась поэзия в нынешнем мировом издательском контексте. Цветаева когда-то сказала о Маяковском, что человек в нем всю жизнь убивал поэта, и, наконец, поэт поднялся и убил человека. Красиво и не совсем справедливо, как все риторическое. Но зерно истины здесь есть. Популярность поэта, место поэзии в общественной жизни, – это все категории, имеющие отношение к человеку, который всегда есть в поэте, к его личной человеческой судьбе, к амбициям и тщеславию, к отношениям с окружающим миром. К поэзии как таковой, то есть к ПОЭТАМ,  востребованность духовная и коммерческая прямого отношения не имеет.

Как же  развивалась поэзия в эпоху пресловутой свободы, какие течения и тенденции можно определить? Налицо столкновение двух крупных литературных групп, одна из которых именует себя консерваторами, другая модернистами. Причем обе группы стали прибежищем далеко не самых одаренных  людей, что привело в итоге к тому, что оба понятии толковались эстетически извращенно. Модернисты принялась уверенно, с упорством достойным лучшего применения разрушать устоявшие принципы стихосложения. Их лидерами стали Пригов, Кибиров, Рубинштен, одним словом, люди, читать которых целая мука. После того, как поэзия в советские времена стремилась дать ответы на социальные вопросы, эти люди поставили во главу угла один принцип: писать так, чтобы никто ничего не понял. Им в разведке, наверное, нашлось бы хорошее применение. А, может быть, и находилось, как знать как знать…

Те, кто именовали себя консерваторами, поставили на первое место почти собачью преданность силлаботонической поэзии, правда, иногда за строками и буквами мелькали не менее возвышенные образы литературного начальства. Эти поэты сгруппировались вокруг тех писательских союзов, которые позиционировали себя как патриотические. В самой этой идее, несомненно, ничего плохого нет. Верность магистральной линии, бережное отношение к традициям и исторической памяти – для художника благо и большая честь.

Но кроме чести, есть и значительная ответственность перед читателями. Поскольку у тех, кто работает, скажем так, в традиционной манере не всегда получается сказать лучше, новее, определеннее, чем те, по чьим следам они идут. Классические жанры требуют от поэта ощущения той самой единственной верной и довольно узкой индивидуальной литературной тропы. Если этой тропы не искать, а идти широкой проторенной дорогой, неизменно появится налет вторичности и «шедевры» патриотической лирики будут набивать оскомину и отвращать читателя от поэзии как таковой. О том, что читателя может оттолкнуть так называемая модернистская поэзия,  я не говорю, потому что уверен, никакого читателя у нее никогда не было и не будет. Проведите эксперимент, дайте иностранцу, изучающему русский язык, пару четверостиший Сапгира, Рубинштейна и Пригова, и он выразит большое сомнение, что язык, на котором они написаны, называют «великим и могучим».

Те, кто действительно служил поэзии бескорыстно, ощущал себя поэтом до мозга и костей и каждую секунду жил с ощущением невозможности не писать, старался не примыкать ни к той, ни к другой группе, дабы не замыкать себя в некие условности, мешающие свободно литься поэтической речи. Окружающая действительность давала поэтам огромный и разнообразный творческий материал. Уже не было необходимости как в имперские времена с вожделением произносить слова о «чистом» искусстве, о том, что поэзия должна никак не быть связанной с политикой. Тот ветер, который Блок называл «музыкой революции» свистел в ушах, разбивал вдребезги людские судьбы, создавал напряжение невиданного драматизма, - все это выражали поэты в меру своей оторванности от благ капитализма, в меру своей тоски, в меру своего таланта. Все это привело к тому, что выросло целое поколение ярких поэтов, со своими голосами, со своей лирической биографией, поэты, которые не ориентировались ни на что, кроме высоких духовных ценностей, и я уверен, что их голоса будут звучать с каждым годом все крепче и отчетливее и прорвут, наконец, ту наглую коммерческую блокаду поэзии, которая пока еще торжествует не только в России, но и во всем мире.

КРАСОТА СПАСЕТ МИР

Я не думаю, что будущее поэзии можно напрямую увязать с научно-техническим прогрессом. Когда меня спрашивают, не боюсь ли я, что интернет заменит книгу, я обращаю своего собеседника к тому времени, когда только появилось телевидение. Тогда всерьез обсуждалась тема, что театр и кино теперь умрут, что с телевидением им будет невозможно конкурировать. Но, как видите, ничего подобного не произошло. Расценивать научно-технический прогресс как контроверзу поэзии тоже было бы не вполне верно. Дело в том, что любой прогресс всегда стремится к тому, чтобы облегчить человеку жизнь. Задачи у культуры совершенно иные. Не случайно говориться, что где больше цивилизации, там меньше культуры. Процесс этот идет уже не одну сотню лет. И ни научно-технический прогресс, и ни культура не исчезли как понятия.

Представляется, что поэзия – это та часть культуры, будущее которой обязательно, ведь поэзия – это концентрированное национальное самосознание народа, его главная эстетическая суть, его судьбоносное послание всему человечеству. Можно никогда не бывать в какой-либо стране, но зная и восхищаясь ее поэтами, полностью впустить в свой мир ее культуру, быть причастным к ее духовной жизни.

Красота спасает мир уже давно. Поэзия помогает этому спасенному миру не потерять голос.

Просмотров: 1698 | Добавил: geopolitika=2 | Рейтинг: 0.0/0

Новая Геополитик▲

«Геополитика» (01.2014)


«ГЕОПОЛИТИКА=РЕКЛАМА»

Президент России 



Меню с▲йта

Журнал Российская Федерация сегодня 

ГЕОПОЛИТИКА

Авторы Геополитики



















Первоисточник

ГЕОПОЛИТИКА
Нынешние украинские власти не защищают в должной мере интересы всего населения страны, а те, кто считает, что Украину можно объединить за счет «победы» над востоком путем применения военной силы, глубоко заблуждаются, написал американский дипломат, доктор философии Джек Мэтлок в своей статье в The National Interest. По его мнению, Запад, в частности США, должен помнить, что при выстраивании отношений в украинском обществе должны быть учтены позиции всех групп граждан, и «максималистический подход» к этому, так же как и к позиции России в украинском вопросе, недопустим. США и Евросоюз, как полагает Джек Мэтлок, не сделали ничего, чтобы уменьшить беспокойство РФ по поводу того, что ее стратегические интересы будут ущемлены. Напротив Запад всячески усиливает опасения России, активно поддерживая киевские власти, которые по-прежнему не могут объединить страны мирным путем, а кроме того, сотрудничают с вооруженные формирования правого толка. «Новой холодной войны нет, но публичные обвинения, требования и угрозы со стороны наших [западных] политических лидеров во многом способствовали созданию такой атмосферы. Враждебная публичная полемика, которая порой напоминает чуть ли не поношение, спровоцировала атмосферу нестабильности», — считает он. И подчеркивает, что украинские власти должны понять – им не удастся объединить страну путем насаждения своей воли в отношении всех граждан, России следует перестать опасаться вхождения Украины в НАТО, а Запад должен осознать, что никакие договоренности с киевским правительством не будут работать до тех пор, пока общество раздроблено.
| РИА Новости. 28.08.2014.

Foto Morgana

 
27.04.2014. Москва. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил в четверг, что Россия вынуждена реагировать на развитие ситуации на юго-востоке Украины, где против мирных граждан развернута силовая операция с задействованием украинской армии и «Правого сектора. «Мы вынуждены реагировать на такое развитие ситуации», — заявил министр обороны. По его словам, «с сегодняшнего дня в приграничных с Украиной районах начались учения батальонных тактических групп общевойсковых соединений Южного и Западного военных округов… Войска отрабатывают вопросы совершения маршей своим ходом и развертывания для выполнения задач по предназначению». Сергей Шойгу также сообщил, что "авиация выполнит полеты по отработке действий вблизи государственной границы".
[На фото: украинские военные возле одного из блокпостов Славянска]

Большие выборы

В бесконечности тупиков нет

Новый Путин: многие вздрогнут…

Новогодняя фантазия на тему «честные выборы»

Месть истории

Антироссийское движение «белоленточников»

Почему России не нужна правая партия 

Герои



Читальный з▲л
1
©Геополитика 2008–2013. Условия использования материалов в разделе "Редакция". Copyright MyCorp©2024/Сделать бесплатный сайт с uCoz